В основе преподавания иностранного языка лежит личностно-ориентированнное обучение. С целью оптимизации его преподавания и повышения мотивации его изучения необходимы эффективные методы и приемы обучения.
Применение технологии метода проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления ребенка, учит не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Поэтому, чтобы решить проблемы, лежащие в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. А именно, большая роль отводится таким умениям, как:
- умение работать с текстом;
- умение работать с разнообразным справочным материалом;
- умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника;
- умение лаконично излагать свою мысль.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом и учебным материалом.
Работа над проектом проходит по определенным этапам, которые включают в себя разное количество уроков.
Первый этап. Организационный
Ученикам предлагаются основные направления проблем, которые надо выявить и сформулировать. Учащиеся делятся на группы для выполнения поисковой работы по своим темам.
Второй этап. Подготовительный.
Учащиеся работают с информацией. Этот этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников.
Третий этап. Защита проектов
Представление продуктов проектов.
Четвертый этап. Рефлексия
Подведение итогов и анализ проделанной работы.
В среднем на работу над проектом отводится 8-12 уроков, в зависимости от темы проекта.
В своей практике я также провожу мини-проекты, которые занимают один урок. Обычно тема этого урока имеет общие черты с изученной ранее темой, по которой учащиеся защищали проект. Данный вид мини-проекта позволяет систематизировать весь пройденный материал, выявить уровень владения страноведческой информацией, определить степень сформированности навыков и умений общаться на иностранном языке и применить их в новых условиях.
Предлагаю вашему вниманию один из таких уроков в 7 классе. (УМК Enjoy English: Учеб. для 7 класса/М.З.Биболетова,Н.Н.Трубанева./)
В предлагаемом примере учащиеся после изученной темы «Англо-говорящие страны» должны были подготовить проект по теме «Лучшее место, где я бы хотел отдохнуть».
Технологическая карта
урока английского языка по теме
«Лучшее место, где я бы хотел отдохнуть»
Предмет – английский язык.
Класс – 7 класс (6-й год обучения)
Тема урока – «Лучшее место, где я бы хотел отдохнуть».
Место урока – заключительный урок по теме.
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний и умений по учебной теме «Лучшее место, где я бы хотел отдохнуть».
Педагогическая технология – метод проектов.
Дидактическая цель – Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений. Опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная – совершенствование лингво-страноведческого кругозора; совершенствование речевых умений.
Развивающая – развитие речевых умений монологической речи, развитие творческих способностей.
Воспитательная – воспитание культуры общения и умения работать в группе; формирование уважения к культуре стран изучаемого языка.
Практическая задача – совершенствование речевых навыков по теме.
ФОПТ – фронтальная, групповая.
Методы обучения – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический.
Средства обучения:
- (УМК Enjoy English: Учеб. для 7 класса/М.З.Биболетова,Н.Н.Трубанева./)
- ТСО
- Раздаточный материал.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Систематизация и обобщение.
- Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
- Проверка уровня обученности.
- Рефлексия.
Приложения
Структуру урока см. в Приложении 1.
Викторину по страноведению см. в Приложении 2.
Задание на заполнение таблицы словами и словосочетаниями по теме см. в Приложении 3.
Оценочный лист для учащихся см. в Приложении 4.
Таблицу для выбора проекта см. в Приложении 5.