Цель проекта: Предоставление учащимся самостоятельности и инициативы при изучении новой темы, применение на практике изученного ранее материала.
Тип проекта: информационный, коллективный, краткосрочный.
В процессе выполнения этого проекта учащиеся должны показать:
- Умение грамотно формулировать задачи проекта.
- Умение анализировать информацию и делать выводы.
- Умение грамотно интерпретировать результаты поставленных задач и применять эти результаты в практической деятельности.
Перед учащимися стоит задача: нахождение ГМТ уравнений, содержащих модуль.
По результатам проекта десятиклассники должны усвоить: алгоритм построения ГМТ уравнения вида ?y? = f(x) и построения ГМТ уравнения, содержащего под знаком модуля выражения с двумя переменными.
Поэтапное описание проекта.
Этап 1. Погружение в проект
( поисковый этап)
Пробуждение интереса у учащихся к теме проекта происходит в процессе беседы.
Ученикам предлагается найти ГМТ уравнений известными им способами.
Выясняется, что ГМТ уравнений 1, 2, 3,4 ребята могут найти, используя определения модуля, а 5-9 затрудняются, т.к. под знаком модуля содержится выражение с двумя переменными. Итогом беседы является формулировка проблемного вопроса: "Что собой представляет решение уравнений с двумя переменными, содержащих знак модуля?" Определяются направления работы, формулируются задачи:
- Отыскание ГМТ уравнений вида |y|=f(x);
- Отыскание ГМТ уравнений с двумя переменными, содержащих модуль. Случай прямолинейных границ.
- Отыскание ГМТ уравнений с двумя переменными, содержащих модуль. Случай криволинейных границ.
Затем происходит разбиение класса на рабочие группы. Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на 3 группы (по желанию) и выбрать в каждой группе руководителя. Когда группы сформированы, они выбирает одно из направлений работы в проекте (согласно перечисленным выше задачам).
Этап 2. Планирование деятельности
(аналитический этап)
Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задачи проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы - компьютерная презентация.
Этап 3. Исследование
(практический этап)
Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует.
В качестве примера приведём план работы группы №1.
- Построение графика уравнения |y|=x2-3x+2, с использованием определения модуля.
- Анализ полученного результата.
- Формулирование алгоритма для построения графика уравнений вида |y|=f(x).
- Разбор примеров практического применения алгоритма.
Затем в ходе дискуссии в группах формируется содержание будущего проекта. Создается сценарий презентаций, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяется количество слайдов, назначение каждого из них; основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.
Этапы 4-5. Защита проекта, оценка результатов
(презентационный и контрольный этапы)
Защита проектов по группам происходит на последнем из запланированных уроков.
График работы над учебным проектом и содержание каждого урока.
1-й урок
Постановка проектной задачи. Определение направлений работы, формулирование задач проекта.
Разбиение на рабочие группы, выбор руководителя в группах.
Составление плана работы по решению задач проекта, распределение ролей в группах, выбор формы представления результатов.
2-й урок
Нахождение ГМТ уравнений, содержащих знак модуля.
Составление алгоритма построения ГМТ уравнений.
Разбор примеров практического применения алгоритмов.
3-й урок
Создание сценария презентации, определение количества слайдов.
Повторение назначения и принципа работы программы Power Point.
Создание презентации.
4-й урок
Защита проектов.
Общий план урока - защиты проекта.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к применению знаний через выявление проблемы.
Вступительное слово учителя.
Главным объектом изучения на этом уроке являются нахождения ГМТ уравнений, содержащими знак модуля. Вы умеете находить ГМТ уравнений y=?f(x)?, y=f?x?, используя определение модуля. Можно ли используя определения модуля найти ГМТ уравнения вида |y|=f(x),уравнений, в которых под знаком модуля содержится выражение с двумя переменными?
Исследованием этого вопросом занимались три группы. Сейчас каждая из них познакомит нас с результатами проделанной работы.
3. Выступления групп.
Защита проекта каждой группой, ответы на вопросы оппонентов. Презентацию группы 2,3 см. Приложение 1- Приложение 2.
4. Самооценка и оценка каждого выступления остальными группами (по пятибалльной шкале).
Основные критерии оценки:
- соответствие содержания заявленной теме, точность, законченность изложения;
- отсутствие ошибок;
- дизайн: насколько разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображение соответствует содержанию;
- убедительность, аргументированность выступления; грамотность речи, владение терминологией;
- полнота ответов на вопросы;
Отдельно оценивается взаимодействие в группе: коммуникабельность, уважение и внимание к другим участникам, активность.
Подсчитывается общее количество баллов и рейтинговая оценка (среднеарифметический балл); на их основе выставляется оценка за участие в проекте.
5. Обсуждение вклада в проект каждого ученика и выставление оценок.
6. Подведение итогов (рефлексия).
7. Заключительное слово учителя
В ходе проектной деятельности по данной теме вы ответили на вопрос: можно ли используя определения модуля найти ГМТ уравнения вида |y|=f(x); уравнений, в которых под знаком модуля содержится выражение с двумя переменными? Дали рекомендации по нахождению ГМТ уравнений вида |y|=f(x); уравнений с двумя переменными, содержащих модуль. Случай прямолинейных границ. Случай криволинейных границ. Благодарим всех учащихся за творческую и плодотворную работу, которая способствовала достижения целей проекта.