Мини-зачет с самопроверкой по теме "Функции и их свойства"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • проверить знания и умения по теме “Функции и их свойства”;
  • нахождение и осмысление учащимися своих ошибок;
  • развитие логического мышления, внимательности;
  • воспитание умения признавать и исправлять свои ошибки.

Оборудование:

  • лист учёта знаний;
  • двойные карточки с копировальной бумагой (ученики верхние карточки сдают учителю для подтверждения оценок, а по нижней карточке проверяют свою работу, сверяясь с решением на экране);
  • компьютер, проектор, экран, магнитофон;
  • Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 10-е изд.– М.: Просвещение, 2005. – 270 с.

Записи на доске:

1. Эпиграф урока:

“Ошибаться может каждый, – оставаться при своей ошибке – только безумный”. Цицерон.

2. Критерии оценок:

Математический диктант и “Тихий опрос”

Самостоятельная работа

Неправильные ответы

Оценки

Ошибки

Оценки

0

5

 

Уровень “А”

Уровень “Б”

1

4

0

4

5

2

3

1-2

3

4

3

2

3

2

3

4

1

4 и более

1

2

5

     

3. Итоговая оценка = (математический диктант + “Тихий опрос” + самостоятельная работа): 3 (дробное число округлять по правилам округления дроби).

План урока

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Математический диктант с самопроверкой (8 мин).
  3. Тихий опрос (8 мин).
  4. Математическая физкультминутка (1 мин).
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин).
  6. Домашнее задание (1 мин).
  7. Итоги урока (3 мин).
  8. Рефлексия (1 мин).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята! Какую мы тему изучили?

– Сегодня у нас урок-зачёт по теме “Функции и их свойства”. Знания по этой теме вам понадобятся при выполнении контрольной работы, на экзамене, а затем в 10-11-х классах, в специальных и высших учебных заведениях при решении сложных задач по математике, физике, биологии и другим предметам. Поэтому цель нашего урока: проверить знания и умения по теме “Функции и их свойства”, найти и исправить свои ошибки.

У кого-то сегодня будут хорошие результаты, а у кого и ошибки. Но не надо огорчаться. Ошибка – это всего лишь подсказка, над которой нужно ёщё поработать. И девизом нашего урока будут слова Цицерона:

“Ошибаться может каждый, – оставаться при своей ошибке – только безумный”.

Желаю вам успеха в сдаче зачёта.

Проверим готовность к работе:

На столе у вас должны лежать ручка, простой карандаш, линейка, резинка, посередине стола один учебник алгебры (закрытый), на краю стола лист учёта знаний и две карточки.

<Приложение – слайд 1> (лист учёта знаний).

Возьмите в руки лист учёта знаний, подпишите его. В нём записаны этапы зачёта:

  1. Математический диктант.
  2. “Тихий опрос”
  3. Самостоятельная работа.

Итоговая оценка.

Напротив каждого этапа Вы будете ставить полученную оценку. Положите лист на край стола и возьмите карточки №1 и №2.

<Приложение – слайд 2> (карточка №1 и №2).

Подпишите каждую карточку. Сейчас я назову номера вариантов, а вы их запишите в карточки. Возьмите карточку №1, а №2 положите на край стола.

II. Математический диктант с самопроверкой.

– Итак, первый этап зачёта – математический диктант. На карточке №1 по вертикали цифры 1,2,3,4,5 – это номера заданий, которые вы услышите, когда я включу магнитофон; по горизонтали цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 – номера ответов, которые вы увидите на экране (такие карточки даю для быстрой проверки с помощью прокола по образцу). Вы должны внимательно послушать задание, посмотреть на экран и выбрать номер правильного ответа, затем на карточке в клетке напротив номера задания под номеров выбранного вами ответа поставить “+”.

<Приложение – слайд 3> (ответы к заданиям математического диктанта).

(Включить магнитофон).

Задания математического диктанта

Укажите график функции:

I Вариант

II Вариант

Через 5-6 минут верхняя часть карточки №1 сдаётся, а нижняя остаётся у учащихся для самопроверки с помощью <Приложение – слайд 4> (правильные ответы на задания математического диктанта).

Ученики выставляют оценки в лист учёта знаний за математический диктант (пользуясь критериями оценки).

III. Тихий опрос.

– Итак, второй этап урока “Тихий опрос в парах”. Каждый из вас, рядом сидящих за одним столом, выступит в роли отвечающего проверяющего.

<Приложение – слайд 5> (вопросы “Тихого опроса”).

– Перед вами пять вопросов, на которые вы должны ответить. Отвечающий отвечает на каждый вопрос тихим голосом (шёпотом) проверяющему, а проверяющий с помощью учебника на стр. 3,4,11 проверяет ответы и выставляет оценку за “тихий опрос” в лист учёта знаний отвечающему, пользуясь критериями оценки. Затем роли в парах меняются.

Сядьте напротив друг друга и приступите к опросу.

(Через 5-6 минут учитель вместе с классом выслушивает ответ одного из учеников и если оценка учителя совпадает с оценкой, выставленной в лист учёта знаний этого ученика, то оценки за “тихий опрос” всему классу подтверждаются и учитываются при выставлении итоговой оценки, в противном случае – нет).

IV. Математическая физкультминутка.

– Представьте, что вы находитесь в системе координат, у которой ось у направлена вверх, а ось х вправо.

– 1-е упражнение “приседание”.

С помощью медленного движения продемонстрируйте: 1) уменьшение значения у; 2) увеличение значения у.

– 2-е упражнение “наклон влево, вправо”

С помощью медленного движения вправо, продемонстрируйте убывание функции.

Медленным движением влево продемонстрируйте возрастание функции.

– 3-е упражнение: с помощью медленного движения руки продемонстрируйте:

1) убывание функции; 2) возрастание функции

– Спасибо! Садитесь. Закройте глаза и сделайте медленные движения головой влево, вправо.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Итак, 3 этап зачёта. Возьмите карточку №2 (<Приложение – слайд 6> или карточки). Перед вами задания самостоятельной работы по уровням и вариантам. Каждый выбирает себе уровень, критерии оценок по уровням написаны на доске.

(Через 15 минут верхние листы с решением собираются, а по нижним учащиеся выполняют самопроверку с помощью <Приложение – слайд 7> или карточек и пользуясь критериями оценки выставляют себе оценку в лист учёта знаний за самостоятельную работу).

VI. Домашнее задание.

– Вспомним девиз нашего урока:

“Ошибаться может каждый, – оставаться при своей ошибке – только безумный”.

– Поэтому, дома придумайте задание подобное тому, в котором вы допустили ошибки и решите его. А у кого не было ошибок, придумайте и решите задание по теме “Функции и их свойства”.

VII. Итоги урока.

– На доске записано как найти итоговую оценку. Найдите свою итоговую оценку и выставьте её в лист учёта знаний. Поставьте итоговую оценку в дневник, а листы учёта знаний сдайте. Ваши итоговые оценки я выставлю в журнал (плохие оценки по желанию детей не ставятся и зачёт пересдаётся во внеурочное время в течение трёх дней).

– Поднимите руки кто получил “5”, “4”, “3”, “2”, “1”.

VIII. Рефлексия.

– Продолжи предложение: “Сегодня на уроке я …”