Задачи:
- Познакомить детей с буквами Л, л, обозначающими согласные звуки [л, л’]
- Учить находить и выделять звуки [л, л’] из слова, давать им характеристику как звукам согласным, твёрдым и мягким, звонким и глухим, парным и непарным.
- Развивать зрительную память, логическое мышление, внимание, фонематический слух.
- Способствовать воспитанию любви к природе, бережного отношения к ней.
- Сохранить здоровье детей в процессе обучения.
Ход урока
I. Организационный момент
Организующая пауза.
– Покажите ваши глазки. Вот ваши глазки (дети показывают, потирая глаза).
– Покажите ваши ушки.
– Покажите ваш носик.
– Покажите ваши щёчки и т. д. (имитация умывания)
– Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы их, наверное, узнали. Это – ваши любимые воспитатели из детского садика. Они хотят посмотреть, чему вы уже научились в школе. Давайте поздороваемся.
– А теперь, садитесь, пожалуйста, те дети, у кого имя начинается с гласного звука.
– Почему ты села, Ира? (Потому что меня зовут Ира, моё имя начинается с гласного звука И.)
– А теперь сядут те дети, у которых имя начинается с мягкого согласного звука. (объяснение)
– Ну и теперь садитесь те, у кого имя начинается с согласного твёрдого.
– Вот видите, всем досталось место. Молодцы.
II. Повторение изученного
1. Вспомните, пожалуйста, что же такое речь?
(Когда мы разговариваем, задаём вопросы, пишем или читаем, всё это называется речь.)
– А какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная.)
– Из чего состоит речь? (из предложений)
– А что выражают предложения? (законченную мысль)
2. Работа по развитию речи. Игра “Поймай мячик – ответь на вопрос!”
(Учитель бросает мяч ученику, который должен ответить одним словом.)
– Кто? (кошка)
– Какая? (рыжая)
– Что делает? (пьёт)
– Что пьёт? (молоко)
– Какое предложение вы услышали? (Кошка рыжая пьёт молоко.)
– Давайте поменяем слова местами, чтобы предложение стало красивым. (Рыжая кошка пьёт молоко.)
– Кто запишет схему этого предложения на доске? (Работа проводится 2-3 раза.)
3. Игра «Угадай!»
Я произношу звуки (без голоса), а вы по движению губ отгадываете и произносите эти звуки вслух хором.
(И А Ы У О)
– Какие звуки вы сейчас произнесли? (гласные)
– Докажите, что это гласные звуки. (Эти звуки при произношении не встречают препятствий, они тянутся и поются.)
– А на какие две группы можно разделить гласные? (Буквы, которые дают согласным мягкость: И, Е, Ё, Ю, Я и, которые дают твёрдость: А,О, У, Ы, Э.)
(В помощь предлагаются схемы, на которых изображены согласные, падающие на подушку или камни).
4. Работа над слоговым чтением.
а) Таблицы слогов.
– Приготовьте свои таблицы и мы начнём чтение. (Дети читают слоги по таблице. Сначала чтение идёт по столбцам, а потом по линиям.)
А | О | У | И | Ы | |
Н | на | но | ну | ни | ны |
Т | на | но | ну | ни | ты |
С | са | со | су | си | сы |
Л |
б) Игра «Собери слово».
– Какие вы молодцы. Всё у нас идёт замечательно, но когда я к вам спешила, то уронила и «рассыпала» слова. Вы поможете мне их составить снова?
(Дети складывают слова из слогов и отдельных букв, называют их, а затем читают хором.)
III. Физминутка
Буквой Л расставим ноги.
Словно в танце – руки в боки.
Наклонимся влево, вправо,
Получается на славу!
(Физминутка сопровождается движениями расслабляющими мышцы спины, рук, ног. Отдыхают глаза.)
IV. Знакомство с буквой Л, л, обозначающей звук [Л, л']
Мы продолжаем путешествовать по стране Букваряндии. Сегодня Вас на прогулку в мир букв приглашает... (К доске выходит ребёнок, подготовивший рисунок буквы и маленький рассказ о ней).
– Какой молодец сегодня Саша! Он столько интересного рассказал о новой букве.
– А теперь ответьте на вопросы:
- Самое жаркое время года. (Лето)
- В кого в конце сказки превратился Гадкий утёнок? (В лебедя)
- Не колода и не пень, а лежит целый день. Угадали? Это... (Лень)
- С рогами, а не олень. (Лось)
– Итак, дорогие ребята, что общего в написании всех этих слов? (В начале слова буква Л.)
– А теперь соберём в «Корзинку знаний» слова, которые начинаются на букву «ЭЛЬ» (ответы детей).
– И слова с буквой «ЭЛЬ» в серединке положим в корзинку.
– А какие слова с буквой «ЭЛЬ» в конце попадут в корзину?
– Молодцы!
– А теперь ещё одна загадка, слушайте внимательно:
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)
– Произнесите ещё раз слово “Лето”. Назовите первый звук в этом слове (Звук [л’]). Произнесите его.
– Что почувствовали? (Рот слегка приоткрыт, расстояние между зубами маленькое, язычок упирается в верхние зубки, звук встречает препятствие на своём пути.)
– Что можете сказать об этом звуке? (Это согласный звук, так как при произношении встречаем преграду из губ и языка.)
Слушайте внимательно ещё одну загадку:
Он весною распустился
Зеленел и веселился.
Осенью вдруг пожелтел
И на землю полетел. (Листик)
О каких листиках идёт речь? (Это листик дерева. Он весной распускается, а осенью желтеет и опадает.) А ещё бывают листики, на которых мы пишем и рисуем. Одно слово имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначные)
– Приведите пример других многозначных слов. (Выслушиваются ответы детей.)
– А на что же похожа буква Л? (Выслушиваются ответы детей.)
Учитель просит напечатать буквы Л и л в тетрадь.
– А теперь возьмите игру «Рынок букв» и купите все буквы Л, которые найдёте. Когда будете покупать букву, чётко произносите её имя - (ЭЛЬ). (Дети находят буквы Л, зачёркивают и чётко произносят название.)
Юэъжхздбьлщшотиргнпмсаеквчяыуцфйэъхжюбдзщльтошгр
импнеасчвкуыяфцйяфйёчыцусвмкаипенёртьогшлбдщюжзхэ
ъёъэхжюбдзщльтошгримпнеасчвкуыяфцйёяфйцычсвукамип
енртьоглбюдщзжэхъёэхъжюбдзщльтошгрипнемаксвучыцяф
йёятчоаркнпшубэъфдыоапкеиуьсогнкпичтюжхъувегиыиюж
гнортипшелмбкюкзсжвуэхъчыцяфйёьопнритедвахэеьнгиь
– Сколько же букв вы купили? (Ответы детей)
Игра «Звуковое солнышко»
– Образуем слоги-слияния. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, ЛЫ)
– Образуем слоги-примыкания. (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЫЛ)
– А теперь возьмём «Таблицу слогов» и добавим слоги с буквой Л. Прочитаем, что получилось.
V. Работа с учебником
– Откройте с.62 вашей «Азбуки».
– Иллюстрацию к какому произведению вы увидели? («Тараканище» К.Чуковский)
– Кто же в этой сказке напугал всех зверей?
– А кто оказался героем?
(Читающие дети зачитывают отрывки из сказки.)
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.
Далее происходит работа с учебником c.63.
VI. Итог урока
– Какую же букву мы сегодня выучили на уроке?
– Какие звуки даёт буква «ЭЛЬ»?
– Чем вам понравилось заниматься на уроке?
– Кому было сложно?
– Итак, спасибо за урок! Вы все сегодня были МОЛОДЦЫ!
Учебник Русская азбука, 1 класс, В.Г. Горецкий и др., М., «Просвещение» 2006 г.