Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Познакомить детей с буквами Л, л, обозначающими согласные звуки [л, л’]
  • Учить находить и выделять звуки [л, л’] из слова, давать им характеристику как звукам согласным, твёрдым и мягким, звонким и глухим, парным и непарным.
  • Развивать зрительную память, логическое мышление, внимание, фонематический слух.
  • Способствовать воспитанию любви к природе, бережного отношения к ней.
  • Сохранить здоровье детей в процессе обучения.

Ход урока

I. Организационный момент

Организующая пауза.

– Покажите ваши глазки. Вот ваши глазки (дети показывают, потирая глаза).

– Покажите ваши ушки.

– Покажите ваш носик.

– Покажите ваши щёчки и т. д. (имитация умывания)

– Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы их, наверное, узнали. Это – ваши любимые воспитатели из детского садика. Они хотят посмотреть, чему вы уже научились в школе. Давайте поздороваемся.

– А теперь, садитесь, пожалуйста, те дети, у кого имя начинается с гласного звука.

– Почему ты села, Ира? (Потому что меня зовут Ира, моё имя начинается с гласного звука И.)

– А теперь сядут те дети, у которых имя начинается с мягкого согласного звука. (объяснение)

– Ну и теперь садитесь те, у кого имя начинается с согласного твёрдого.

– Вот видите, всем досталось место. Молодцы.

II. Повторение изученного

1. Вспомните, пожалуйста, что же такое речь?

(Когда мы разговариваем, задаём вопросы, пишем или читаем, всё это называется речь.)

А какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная.)

– Из чего состоит речь? (из предложений)

– А что выражают предложения? (законченную мысль)

2. Работа по развитию речи. Игра “Поймай мячик – ответь на вопрос!”

(Учитель бросает мяч ученику, который должен ответить одним словом.)

– Кто? (кошка)

– Какая? (рыжая)

– Что делает? (пьёт)

– Что пьёт? (молоко)

– Какое предложение вы услышали? (Кошка рыжая пьёт молоко.)

– Давайте поменяем слова местами, чтобы предложение стало красивым. (Рыжая кошка пьёт молоко.)

– Кто запишет схему этого предложения на доске? (Работа проводится 2-3 раза.)

3. Игра «Угадай!»

Я произношу звуки (без голоса), а вы по движению губ отгадываете и произносите эти звуки вслух хором.

(И А Ы У О)

– Какие звуки вы сейчас произнесли? (гласные)

– Докажите, что это гласные звуки. (Эти звуки при произношении не встречают препятствий, они тянутся и поются.)

– А на какие две группы можно разделить гласные? (Буквы, которые дают согласным мягкость: И, Е, Ё, Ю, Я и, которые дают твёрдость: А,О, У, Ы, Э.)

 

(В помощь предлагаются схемы, на которых изображены согласные, падающие на подушку или камни).

4. Работа над слоговым чтением.

а) Таблицы слогов.

Приготовьте свои таблицы и мы начнём чтение. (Дети читают слоги по таблице. Сначала чтение идёт по столбцам, а потом по линиям.)

  А О У И Ы
Н на но ну ни ны
Т на но ну ни ты
С са со су си сы
Л          

б) Игра «Собери слово».

Какие вы молодцы. Всё у нас идёт замечательно, но когда я к вам спешила, то уронила и «рассыпала» слова. Вы поможете мне их составить снова?

(Дети складывают слова из слогов и отдельных букв, называют их, а затем читают хором.)

III. Физминутка

Буквой Л расставим ноги.
Словно в танце – руки в боки.
Наклонимся влево, вправо,
Получается на славу!

(Физминутка сопровождается движениями расслабляющими мышцы спины, рук, ног. Отдыхают глаза.)

IV. Знакомство с буквой Л, л, обозначающей звук [Л, л']

Мы продолжаем путешествовать по стране Букваряндии. Сегодня Вас на прогулку в мир букв приглашает... (К доске выходит ребёнок, подготовивший рисунок буквы и маленький рассказ о ней).

– Какой молодец сегодня Саша! Он столько интересного рассказал о новой букве.

– А теперь ответьте на вопросы:

  1. Самое жаркое время года. (Лето)
  2. В кого в конце сказки превратился Гадкий утёнок? (В лебедя)
  3. Не колода и не пень, а лежит целый день. Угадали? Это... (Лень)
  4. С рогами, а не олень. (Лось)

– Итак, дорогие ребята, что общего в написании всех этих слов? (В начале слова буква Л.)

– А теперь соберём в «Корзинку знаний» слова, которые начинаются на букву «ЭЛЬ» (ответы детей).

– И слова с буквой «ЭЛЬ» в серединке положим в корзинку.

– А какие слова с буквой «ЭЛЬ» в конце попадут в корзину?

– Молодцы!

– А теперь ещё одна загадка, слушайте внимательно:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)

– Произнесите ещё раз слово “Лето”. Назовите первый звук в этом слове (Звук [л’]). Произнесите его.

– Что почувствовали? (Рот слегка приоткрыт, расстояние между зубами маленькое, язычок упирается в верхние зубки, звук встречает препятствие на своём пути.)

– Что можете сказать об этом звуке? (Это согласный звук, так как при произношении встречаем преграду из губ и языка.)

Слушайте внимательно ещё одну загадку:

Он весною распустился
Зеленел и веселился.
Осенью вдруг пожелтел
И на землю полетел. (Листик)

О каких листиках идёт речь? (Это листик дерева. Он весной распускается, а осенью желтеет и опадает.) А ещё бывают листики, на которых мы пишем и рисуем. Одно слово имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначные)

– Приведите пример других многозначных слов. (Выслушиваются ответы детей.)

– А на что же похожа буква Л? (Выслушиваются ответы детей.)

Учитель просит напечатать буквы Л и л в тетрадь.

– А теперь возьмите игру «Рынок букв» и купите все буквы Л, которые найдёте. Когда будете покупать букву, чётко произносите её имя - (ЭЛЬ). (Дети находят буквы Л, зачёркивают и чётко произносят название.)

Юэъжхздбьлщшотиргнпмсаеквчяыуцфйэъхжюбдзщльтошгр
импнеасчвкуыяфцйяфйёчыцусвмкаипенёртьогшлбдщюжзхэ
ъёъэхжюбдзщльтошгримпнеасчвкуыяфцйёяфйцычсвукамип
енртьоглбюдщзжэхъёэхъжюбдзщльтошгрипнемаксвучыцяф
йёятчоаркнпшубэъфдыоапкеиуьсогнкпичтюжхъувегиыиюж
гнортипшелмбкюкзсжвуэхъчыцяфйёьопнритедвахэеьнгиь

– Сколько же букв вы купили? (Ответы детей)

Игра «Звуковое солнышко»

– Образуем слоги-слияния. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, ЛЫ)

– Образуем слоги-примыкания. (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЫЛ)

– А теперь возьмём «Таблицу слогов» и добавим слоги с буквой Л. Прочитаем, что получилось.

V. Работа с учебником

Откройте с.62 вашей «Азбуки».

– Иллюстрацию к какому произведению вы увидели? («Тараканище» К.Чуковский)

– Кто же в этой сказке напугал всех зверей?

– А кто оказался героем?

(Читающие дети зачитывают отрывки из сказки.)

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.

Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.

Далее происходит работа с учебником c.63.

VI. Итог урока

Какую же букву мы сегодня выучили на уроке?

– Какие звуки даёт буква «ЭЛЬ»?

Чем вам понравилось заниматься на уроке?

– Кому было сложно?

– Итак, спасибо за урок! Вы все сегодня были МОЛОДЦЫ!

Учебник Русская азбука, 1 класс, В.Г. Горецкий и др., М., «Просвещение» 2006 г.