Тема: «Права человека в современном мире»
Цели:
- объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
- сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
- закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и
- сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.
Ход урока.
Вступительный рассказ. История создания Декларации и ее значение в современном мире.
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.
- Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
- Кто следит за выполнением этих правил? (государство)
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
- О каких принципах прав человека я упомянул(а)? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)
- Какими правами обладает человек?
- Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?
- Какие документы закрепляют права человека?
Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.
Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».
Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.
В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.
- Что это за организация?
В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.
Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.
Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.
«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.
По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.
В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.
Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.
- Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?
- Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?
Обсуждение таблицы-схемы.
На доске или листе ватмана находится схема «Права и свободы личности» (личные права; социально-экономические права; политические права и свободы).
На схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.
- Что Вы знаете об указанных правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.
- Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)
- Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?
Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».
- Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).
В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.
В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.
- Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)
- Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?
«Конкурс знатоков права»
Теперь давайте проверим, как вы знаете свои права – права человека.
Я прошу вас разделиться на три группы, выбрать капитана команды и придумать название, соответствующее теме урока.
Итак, МЫ НАЧИНАЕМ.
ЗАДАНИЕ 1.
Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:
1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;
1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;
3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
- бесплатное образование
- активность в приобретении знаний
- уважать мнение всех учащихся и учителей
- удобное рабочее место
- посещать школу в предназначенное для этого время
- зашита личной собственности
- посещение школьных мероприятий
- не пропускать занятия без уважительных причин
- вести себя корректно на переменах и уроках
- деловое сотрудничество с учителем
- соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
- беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»
Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
- купить мотоцикл
- продать мотоцикл
- прогулять стипендию с друзьями
- заложить в ломбард свои золотые сережки
- продать свой CD-плеер
- открыть счет в банке
- зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
- заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
- быть председателем кооператива
- вступить в брак
- работать по трудовому договору
- обучаться вождению автомобиля на дорогах
ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12
ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»
ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.
ВОПРОСЫ:
- Какое правонарушение совершили ребята?
- К какому виду ответственности относится данное правонарушение?
- Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему
ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности
Подведение итогов игры.
Подведение итогов занятия.
«Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».
Литература:
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Красноярского края по проведению урока «Права человека»
- Основы правовых знаний: учебник для 8–9кл. В 2-х книгах Кн.1./С.И.Володина, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.
- Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006 г.
- Права вашего ребенка. Под ред. А.Б.Суслова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005 г.
- Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9классов, их родителей и учителей. – М.: научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 г.