Цели урока:
- образовательная:
- закрепить навыки набора и редактирования текста;
- закрепить навыки работы с рисунками, добавляемыми в текст;
- формировать навык работы с формулами в текстовом редакторе;
- воспитательная:
- воспитание самостоятельности в оформлении текстовых документов;
- развивающая:
- развитие навыков оформления текстовых документов;
- формирование навыков использования инструментов текстового редактора.
Оборудование:
- проектор,
- компьютерный класс
Методическое обеспечение:
- Карточка с практической работой (Приложение 1)
- Образец выполнения работы (Приложение 2)
- Текстовый файл для работы (Приложение 3)
- Рисунок, добавляемый в текст
Время проведения: 2 урока по 40 минут
План урока
- Организационный момент 2 – 3 мин
- Объяснение нового материала с использованием проектора 30 мин
- Практическая работа 45 мин
- Подведение итогов урока 2 – 3 мин
Ход урока
Организационный момент
Очень часто при подготовке докладов по математике, физике, геометрии в тексте используются формулы. На уроке мы посмотрим, как можно добавлять формулы в текстовый документ.
Объяснение нового материала с использование проектора
Существует несколько способов создания формул в текстовом документе.
Первый способ применяется для несложных математических выражений, в которых используется возведение в степень или перечисление. Выражение оформляется с использованием параметров оформления символов (верхний и нижний индекс).
Пример: х3-4х2+56х-23=0.
Второй способ позволяет записывать математические выражения, используя символы стандартных шрифтов ОС Windows. Таким образом можно записать выражение в любом текстовом редакторе с различными возможностями. В MS Word 2007 для этого используется вкладка Вставка\Символ. В диалоговом окне Символ (см. рисунок 1) можно выбрать шрифт, просмотреть набор входящих в него символов и выбрать нужный. Это диалоговое окно знакомо нам по работе с маркированными списками.
Рисунок 1
Шрифт, который содержит большинство математических операций и обозначений, а так же греческие буквы, носит название Sumbol.
Пример:
Третий способ создания математических выражений связан с использованием дополнительных возможностей пакета MS Office – Редактора формул. Этот модуль позволяет набирать в тексте выражения любой сложности и использовать любые математические операторы и конструкции.
Добавление формулы происходит с помощью вкладки Вставка\Формула. Вы можете выбрать готовую формулу из списка предложенных или создать новую. При создании новой формулы открывается дополнительная вкладка Работа с формулами, которая и позволяет создавать нужные математические выражения.
Рисунок 2
Прежде чем приступить к набору формулы, необходимо подумать, из каких операций и функций она строится, то есть определить структуру формулы.
Возьмем, например, следующее выражение:
Перед нами дробь. В числителе первое слагаемое возводится в степень, а второе – корень. Подкоренное выражение представляется как сумма дроби и математической функции. В знаменателе видим сумму из переменной и дроби.
Теперь посмотрим, как такое выражение можно создать, используя редактор формул.
Первоначально задаётся структура дроби (используем кнопку Дробь на вкладке). Переходим к числителю. Задаём структуру Индекс и заполняем значениями. Ставим оператор суммы и задаём структуру Радикал. Подкоренное выражение состоит из структуры дроби и функции log. Для их задания используем соответствующие кнопки структур и заполняем необходимыми значениями. Аналогичные действия проводим и со знаменателем дроби.
Переход между различными уровнями структур осуществляется с помощью клавиш управления курсором влево и вправо или с помощью "мыши".
Отдельно выделен блок Символы, с помощью которых можно добавлять математические операторы, символы, греческие буквы и др.
Таким образом, используя редактор формул можно создать математический текст любой сложности, затратив на это оптимальное количество времени.
Практическая работа
Практическая работа включает в себя повторение предыдущего материала (набор текста по образцу, оформление символов, добавление в текст готового рисунка), и закрепление нового материала с использованием трёх вариантов набора математических формул.
Ученикам раздаются задания к практической работе (см. Приложение 1) и образец оформленной работы (см. Приложение 2), а так же файлы с текстом (см. Приложение 3), который ученики будут обрабатывать и дополнять, и рисунок, который необходимо добавить в текст.
Рисунок 3
По окончанию занятия происходит проверка выполненного задания и ставятся оценки.