Введение
В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в целостном процессе воспитания детей стал нравственный аспект, поскольку интеллектуально развитый, психически и физически здоровый, эстетически воспитанный индивидуум не может считаться вполне Человеком, если не усвоил нравственных понятий и норм поведения, беден эмоционально и духовно.
Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, разработки нового содержания в школе.
Основное место в разработке урока .занимают игровые формы их проведения с элементами художественного рассказывания, художественно-эмоционального и музыкального оформления; используются разнообразные методические формы и приёмы: диалог, анализ и обыгрывание ситуации, создание ситуаций морального выбора, оценка поступков , этические беседы и т.д.
В процессе урока у детей происходит освоение базовых понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения; дети учатся раздумывать над поступками, сравнивать их,учатся выбору, сопереживанию, чуткости.
Дети начинают задумываться над тем, что мы все разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих могут не совпадать. Иногда это становится причиной конфликтов.
Используемая в процессе урока ситуация ( ролевая игра) способствует обратной связи, помогает детям открыть новые способы решения конфликтной ситуации. Призыв учителя: «Поменяйтесь ролями!»- помогают пережить состояния своего оппонента .Этому способствует применение тренинга, который является практической игровой ситуацией, в которой учащиеся могут реализовать себя в разных ипостасях. Основное преимущество тренинга на мой взгляд в том, что он позволяет тренировать душевные качества: отзывчивость, доброту, эмоциональную чуткость.
В процессе урока рассматривается система ценностей через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на нравственное воспитание младших школьников.
Урок построен в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, особенно в игре; любознательность детей;
Используется деятельностный подход: вовлечение учеников в обсуждение, размышления по поводу содержания урока, использование ярких, понятных детям примеров.
В процессе урока дети осваивают не только нормы и правила нравственного поведения, осознают его связь с определёнными качествами личности, существенным проявлением которых является мотив, но и получают представление о нравственных особенностях своей личности.
Цель урока:
- формирование у учащихся нравственного сознания.
- освоения базовых понятий нравственности (добро, ответственность), понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения;
- формирование потребности употреблять в речи вежливые слова.
Задачи:
- Образовательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности», учить детей участвовать в диалоге.
- Развивающие: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений.
- Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости. Воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя:
- Вспомните (посчитайте) со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня. Встречи бывают разные: грустные, весёлые, приятные и неприятные…
Послушайте стихотворение Б.Заходера «Приятная встреча» (читает ученик):
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука,
Никто не подал и знака:
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Чего он смотрит букой?»
А Бяка думал:
«Однако, какой ужасный Бяка!»
- Всерьёз или в шутку названо стихотворение «Приятная встреча»?
- Почему?
- Необходимо научиться быть лёгким в общении. Для этого надо узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе человека след на целый день. Жизнь требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех. В течение тысячелетий люди искали такие способы общения при которых всем было бы хорошо и удобно, чтобы никто не чувствовал себя неловко.
- Какие средства общения вы знаете? (дети называют, а учитель выставляет слова на доске. В конце работы на доске появляется схема:
Средства общения слова интонация мимика жесты |
- Особенно высоко в общении ценится улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги – чтобы ходить, рот – поглощать пищу, глаза – смотреть. Всё нужно самому, кроме… улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнётся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет. (учитель добавляет в средства общения слово «улыбка»).
- Давайте подарим немного тепла: улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне. Как стало на душе?
3. Основная часть
- Каждому из нас приятно общаться с вежливыми людьми. А что такое «вежливость»? (ответы детей).
- В словаре даётся следующее определение: « Это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души…
- Какие «вежливые» слова рождают тепло души? ( ответы детей).
- С помощью этих слов мы оказываем внимание, успокаиваем, благодарим.
- Что первым делом делают люди, когда встречаются? (ответы детей).
Как приятно, что при встрече,
Мы знакомым и родным:
С добрым утром!
Добрый вечер!
Доброй ночи! – говорим.
- Замечательный знаток русской речи Владимир Иванович Даль собрал немало приветствий, которые бытовали в прошлом:
- Жнецам, заканчивающим жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»
- «Свежо, тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду из реки или колодца.
- «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили людям, которые кушали или пили чай.
- В каждой стране есть свои обычаи, как здороваться с людьми. Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие по разным странам и научимся здороваться как принято у разных народов. ( учитель вызывает по 2 человека).
- У некоторых индийских племён принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам;
- В Конго во время приветствия протягивают друг другу руки и при этом дуют на них;
- В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, люди трутся носами;
- Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают кончик языка;
- Русские, англичане и американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
Работа по учебнику «Азбука нравственности», с. 68.
- Зачем быть вежливым?
- Трудно быть вежливым?
Сюрпризный момент: раздаётся стук в дверь. Передают письмо, адресованное детям. Учитель зачитывает письмо, в котором ребят просят принять участие в соревновании на звание Самого Вежливого Ученика. За каждый правильный ответ даётся фишка.
Задания:
- Вспомните и назовите все приветствия, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни.
- Назовите обращения ( слова, которыми вы привлекаете внимание собеседника).
- Назовите приглашения.
- Но не всегда можно принять приглашение или выполнить просьбу. Поэтому вежливые, воспитанные люди, чтобы не обидеть человека, извиняются, объясняют причину своего отказа, благодарят за приглашение, но к сожалению не могут им воспользоваться.
Упражнение «Ситуация»
1. Подумайте, как можно вежливо отказать друг другу в предложении сходить в кино.
2. Одноклассник приглашает сыграть в футбол, но мама просит в то же время сходить в магазин.
3. Друг просит на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещь папы…
- Молодцы! А теперь задачи не на сложение, а на уважение:
1. Одна девочка жаловалась маме: « Во дворе один мальчик зовёт меня Иркой!».
« А ты как его зовёшь?» - спросила мама. « А я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Подумайте и скажите, права ли Ира?
2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Мальчик допустил ошибки. Какие?
3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Миша увидел классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: « Здравствуйте, Нина Ивановна!»
- Какая допущено ошибка? А может всё в порядке?
- Молодцы! Ещё с одним заданием справились.
- А теперь мы с вами поговорим о доброте.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда,- спросишь ты, -
В доме столько доброты?
- Доброта, отзывчивость, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.
- Мне не хватает доброты. -
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась:
Мёрзнешь ты и в тёплые денёчки?
- Ты не поймёшь, ещё мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»
И тащит одеяло.
- Нужно ли одеяло? Как отогреть маму? (ответы детей).
- Народная молва гласит, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем любое лекарство. И с этим нельзя не согласиться.
Упражнение «Как доставить радость человеку»
- Давайте сейчас доставим радость друг другу : вспомните «добрые» слова или хорошие качества своего соседа и назовите их.
- Молодцы! А теперь подберите, пожалуйста, синонимы к слову «доброта».
- Каким делает человека доброта?
- Доброта всегда связана с заботой. Какого человека можно назвать добрым и одновременно заботливым?
- Существует много пословиц о добре. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Я начну, а вы продолжите:
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Жизнь дана на добрые дела.
4. Заключительная часть
Турнир окончен! По его итогам
Теперь мы выберем правителя страны,
Он должен справедливым быть
И вежливым, и добрым,
Чтоб счастливы все были, веселы!
Награждение победителя, коронация.
5. Итог урока
Упражнение «Лучи добра»
Дети по очереди обводят свои ладошки так, чтобы пальцы касались нарисованного на доске солнышка, обводят их. Причём обводят чужую ладошку, чтобы она была красивой. Записывают на солнышке, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем (дружба, смех, любовь и т.д.).
Заключительное слово учителя.
Я спешу сказать Вам: «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго, Я спешу сказать Вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам: «Радости, удач, успехов и везенья!»
Чтоб пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения!