Цели:
- Изучить новые звуки [з] - твердый и [з]- мягкий, букву З з. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.
- Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух.
- Воспитывать прилежание, любовь к животным, стремление к получению новых знаний.
Оборудование: конверт с письмом и буквой З; плакат с буквами З з; пособие для игры “ Капитаны”, кораблик с новой буквой; картинка с изображением зимнего дерева; игрушка – грузовая машина; индивидуальное пособие для определение места звуку ( отрезок с бегунком); картинки с изображением коз, гусей и карточки со схемами слов, фото Тима и Тома ( два клоуна – худой и полный), закладки, кукла.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас в гостях кукла Зина. Она тоже учиться в школе. Очень прилежная ученица. Будет учиться вместе с вами.
2. Повторение пройденного
-. С какой буквой мы знакомились на предыдущем уроке! (М). Охарактеризуйте звуки, которые она обозначает: М - обозначает два звука [м] твердый и [м’] мягкий. Они согласные и всегда звонкие. (например: мир, мама)
- Определим твердость и мягкость начального согласного звука [м] в словах. Если звук [м] твердый - поднимаем одну руку, если мягкий - две руки. (Малыш, миска, море, мила, мыло, Максим, мир.)
Итог.
3. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем упражняться в чтении слов с этой буквой.
4. Работа над темой урока.
– Ребята, перед уроком мне принесли письмо. Сейчас посмотрим откуда оно.
ЦО № 1420 1 «А» классу Буквоград, Буквы.
Распечатаем.
Читаем: Задание: Посмотрите на картинку. В какое время года так выглядят деревья? (Зимой). Выполнить звуковой разбор слова – Зима.
(У доски 1 ученик)
Проверка.
Итог.
Задание: Соотнеси схему с изображением на картинках. К какой картинке относится схема?
(козы)
Почему не гуси?
- На конце слова «козы» твердый согласный.
Итак, в слове зима, какой звук [З] ? - мягкий. В слове козы - твердый.
Звук З- звонкий или глухой? (Звонкий)
- Вот буква З з (показываю карточку). Охарактеризуем её. Какие звуки она обозначает? На что она похожа?
-На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3
- Где она находится в классе?
- На ленте букв, в алфавите.
- Открываем тетради , приготовились к работе.
Печатаем букву З з.
- Сейчас мы отправляемся в путешествие на острова.
Игра «Капитаны» (На доске плакат с изображением островов на которых написаны гласные буквы. Кораблик с буквой З совершает путешествие на острова. Дети читают названия островов.:
- За, Зо, Зи ….Назовите название островов в которых звук [З] -твердый? [За,Зо,Зу,Зы ]
Игра « Тим и Том».
- Придумайте слова с мягким и твердым согласным звуком – З
- Что возьмет Тим, а что - Том? (Для Тима слова с мягким звуком – з, для Тома - с твердым )
Физическая минутка.
Игра. Узнайте звук.
Дети хлопают в ладоши, если услышат звуки: твердый [з] и мягкий [з] в слове.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней
Резиновая Зина
Упала из корзины -
Измазалась в грязи
Игра «Загрузи машину»
Вот грузовая машина. Загрузим её грузом, название которого начинается со звука [З] [З’] (звонки, зерно, зонтики, заплатки, занавески, змейки, звери, зебры, зубры, залу, землянику, зайцев, землю, зяблики).
- Кто поведет машину?
В классе нет детей с именами и фамилиями со звуком [З]
Придумайте имена. Зина, Зоя, Лиза,…
- Наша кукла поведет машину.
Итог.
Работаем с азбукой. Стр.95
1) Читаем слоги.
В каких сочетаниях [З] - мягкий. (Зе, Зи)
2) Читаем слова по единицам чтения.
3) Чтение текста:
а) Про себя. (жужжащие чтение)
б) Первый вариант - второму.
в) Второй вариант - первому.
г) Чтение учеником.
– Какова тема? О чем текст ?
(О зверях в зоопарке)
- С какими животными встретились дети? (Слон, лев)
Какое животное возило детей в тележке?
Что узнали о слоне?
Какие животные хищники?
Соответствует ли название текста нашей теме? (Да)
- А вы были в зоопарке?
Что интересного вы там увидели?
4) Посмотрите на иллюстрацию.
- Строим предложения.
Дети катаются на лошади. Они рады. Зебра наклонила голову. Люди любуются животными. Дети смотрят на птиц. Птицы плавают в пруду.
5) а) Найдите на иллюстрации предметы в названии которых есть звуки [з]- твердый и [з] – мягкий.
Зебра , коза, зубр, забор, заросли, зоопарк.
6) Чтение стихотворения.
- Какова тема?
О заклинателе змей.
- Кто такой заклинатель змей?
- Найдите в стихотворении слова со звуком [з] – твердым и мягким.
Итог.
Игра . Определение места звуку.
- Я называю слова. Вы на отрезках показываете место звука [з] .
Змея, зонт, морозец, музыка, звонок, друзья.
Итог.
Работа с кассой.
Напечатайте слова: звери, зима. Измените первые буквы. Какие получились слова? ( двери, Сима, Дима).
- Отгадайте загадку. Отгадку напечатайте.
Не лает , не кусает,
А в дом не пускает.
( замок)
Итог.
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
Кукле Зине тоже очень понравилось с вами учиться. За вашу хорошую работу на уроке она вам дарит закладки.