Цели и задачи:
- рассказать детям как правильно и тактично обращаться с просьбами, известиями о новостях, как приятных, так и неприятных.
- повторить правила вежливости, работать над вежливым, тактичным тоном.
- воспитывать уважение и доброе отношение к людям
- научить детей пользоваться полученными на уроке знаниями.
Оборудование: учебники по азбуке нравственности, костюмы Буратино, Мальвины, вороны , лисицы..
Ход урока
1. Организационный момент.
- У нас в гостях герои сказок и басен. Они нам помогут познакомиться с новыми нравственными понятиями.
2. Определение темы и цели урока.
Мы начинаем изучать раздел « Школьный этикет»
Сегодняшний урок мы посвящаем обращению. У нас в гостях Буратино. Он будет вместе с нами изучать правила этикета.
3. Работа над темой урока.
А) Что же такое этикет?
Специальный словарь по этике так определяет, что такое этикет ( франц. ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)
Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиною к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…) особенности одежды хорошо показывает , как мы понимаем обстановку (парадная форма или школьная будничная)
Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
Б) Давайте вспомним всем известные слова вежливости.
Учитель: Мне хочется, ребята, прочитать вам стихотворение, которое написал поэт Александр Шибаев. В этих стихах, некоторые слова отсутствуют. Я думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором. Называется это стихотворение “ Дорогие слова”
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
- Видел Настю
Я на улице сейчас
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слова (“здрасте”)
И слово-то такое -
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была:
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но - представьте! - зря от Вити
Ждал я слова…(“извините”)
А слово - то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил!
- Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу - очень рада.
Но - нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы …(“спасибо”).
А слово-то какое -
Очень дорогое.
- Молодцы, ребята. Все отгадали. Никогда не забывайте про эти слова. А для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые, дорогие слова, мы с вами в заключение проведем игру.
Игра «Вежливые слова»
Учитель держит в руках два картонных кружка. Один окрашен с одной стороны в голубой цвет, а с другой стороны - в оранжевый; второй кружок с одной и с другой стороны - белый.
- Показываю их ребятам и говорю:
- Когда я покажу голубой кружок, вы все кричите “Спасибо!”, когда оранжевый “Пожалуйста!”, а когда белый - “Извините”.
(Дети играют)
- Вот ответьте, пожалуйста, на вопрос: что нужно уметь, чтобы быть хорошим школьником?
Дети: Читать, писать, считать. На коньках бегать…
Учитель: Многое вы перечислили правильно, но забыли очень важное: нужно уметь себя вести.
Как надо себя вести?
Учитель: Уметь себя вести - значит быть таким, чтобы любому было смотреть на тебя приятно, играть с тобой весело и дружить - интересно. Человек , умеющий себя вести, называется вежливым. Древнее слово вежа, значит знаток, знающий, как себя вести с людьми. Вот давайте подумаем, как мы должны поступать в самом начале, когда встречаемся друг с другом.
Дети: Нужно поздороваться.
Учитель: Правильно ребята.
- А бывает по-другому. Послушайте стихотворение (стихотворение рассказывает ученик)
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут,…а в прочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “Здорово!”
Он вместо “ Здравствуй” говорит.
А вместо слова “До свидания”
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощанье:
“Ну, я пошел. Пока! Всего!”
(А. Барто)
Учитель: - Как вы могли бы охарактеризовать школьника?
Дети: Он не вежливый.
Учитель: Что можно ему посоветовать?
Дети: - Не лениться, здороваться. Научиться правильно здороваться и прощаться.
- Надо говорить приветливо “Здравствуйте” или “Здравствуй”.
- А прощаясь говорить “До свидания!”
Учитель: - Ребята, к нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Они хотят поговорить с нами о вежливости. Постараемся встретить Мальвину и Буратино, как полагается воспитанным людям. (Инсценировка).
Входят Мальвина и Буратино, между ними завязывается диалог.
Мальвина: (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу) Здравствуйте!
Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино: Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что не приятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино: Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот , например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, понятно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?
Мальвина: (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Дети: Пьеро и так было неудобно, что он оказался таким неловким, а Буратино шуткой подчеркнул неловкость Пьеро.
- Не надо было замечать, что Пьеро упал, если он не ушибся. А если ему больно, надо помочь, а не шутить.
- Нельзя ехидничать, когда бывает неприятность, а Пьеро было неприятно, когда он упал.
Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово и ранит”.
Учитель: - При помощи слов мы обращаемся к кому-то.
В нашей сценке кто к кому обращался?
(Мальвина к Буратино)
- Для того чтобы закрепить понятие «обращение» поиграем в игру. «Будь внимателен» На доске предложения.
- Мама, а мы опоздаем?
- Людмила Ивановна, какой у нас следующий урок?
- Бабушка, испеки, пожалуйста, пирожков.
- Марина, ты уже сделала уроки?
- Доктор, а это лекарство горькое?
Прочитайте предложения. Скажите , что в них общего?
(Сначала кого-то называют, а потом что-то сообщают или просят)
Какой тон должен соблюдаться при обращении?
(Обращение должно быть тактичным, ласковым, вежливым.)
- Давайте представим с вами ситуацию, когда вам надо к кому-то обратиться, о чем то спросить, например на улице, в магазине, транспорте)
Какие используете слова? С чего начнете?
Разные народы обращаются по–разному: французы- мадам, армяне - друг, россияне - гражданин, гражданка, - но это звучит резко.
Тактичнее вместо обращения использовать слова: «Будьте добры», «Скажите пожалуйста», « Простите, пожалуйста. Не могли бы вы мне сказать.
Что вы заметили в этих обращениях? (К незнакомым людям, старшим вас используем обращение Вы)
А обращение к родным какими словами сопровождаем.? (тренинг) (бабулечка, дорогая, мамочка, любимая..)
- За обращением должен следовать ответ.
- Вспомним басню «Ворона и лисица» И. Крылова.
(Учащиеся разыгрывают басню.)
Вопросы:
Чего захотела Лисица, когда она увидела ворону с сыром?
Как Лисица решила получить сыр?
Добилась ли Лиса своей цели?
Лиса была вежливой или льстивой?
Зачем она льстила Вороне?
Каким надо быть в жизни: вежливым или льстивым?
4. Работа с текстом « Волшебное слово»
1. Чтение.
2. Вопросы:
- Охарактеризуйте Павлика в начале текста.
- Почему все отказывали ему в его просьбах?
- Как он себя вел, разговаривал?
- О чем просил Павлик своих родственников?.
- Покажите голосом, как он это делал?
- Что произошло с мальчиком в конце текста?
- Почему к нему стали относиться по-другому?
- Чему научила вас этот текст?
(Если обращаешься к кому-то с просьбой, надо использовать волшебное слово, и говорить соответствующим тоном).
5. Итог урока.
Итак, что нового узнали на уроке? Что понравилось?