Цель урока:
- Развивать умение выделять предложение из речевого потока, оформлять его на письме; совершенствовать орфографический анализ слов; формирование умения анализировать предложение, находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим( выделять главные члены как смысловую нагрузку); создавать свои предложения; составлять схемы предложений;
- Увеличить словарный запас детей; закрепить написания непроверяемых гласных в слове;
- Развивать связную устную речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
- Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом;
- Учить списывать текст, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
- Воспитывать любовь к родному языку, к родной природе; закрепить знания об осенних явлениях в природе, отображение этих процессов в музыке, литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Мы поговорим о любимой поре А.С.Пушкина, вспомним приметы её, вспомним, что же такое предложение, уточним, что является его основой. А кроме того, мы ещё сможем и посоревноваться.
- Улыбнитесь друг другу, пусть у вас будет хорошее настроение!
- Разделимся на команды.
- Когда я шла к вам на урок, то невольно залюбовалась разноцветным нарядом деревьев. Посмотрите, какой прекрасный букет я собрала из опавших листьев!
- А все ли растения поменяли окраску? (Нет. Хвойные не изменили её.)
- Только ли деревья меняют окраску? (кустарники)
- А что происходит с травянистыми растениями? (увядают)
- Почему цвета листьев разные? (разные вещества в листе).
3. Чистописание и словарная работа.
Закружилась листва молодая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
- Какое явление описывается в стихотворении? С кем сравниваются листья? (с бабочками).
- С чем ещё можно сравнить полёт листьев? (с медленным танцем)
- Я тоже была зачарована причудливым танцем опадающих листьев. Мне захотелось изобразить этот танец на доске.
- Вот он, посмотрите:
- Что вам напоминает этот узор? (букву Оо).
-Давайте, напишем эти буквы в своих тетрадях. (звучит музыка П.Чайковского.”Времена года.».)
- А какое время года начинается с этой буквы? (осень).
- Какие месяцы мы называем осенними?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса….
- Писал об этом времени года А.С.Пушкин.
-Давайте запишем слово « осень».
- Сколько слогов в этом слове? Как определить , сколько в слове слогов?
- Куда падает ударение?
- Как можно перенести это слово?
- Кто может сказать, от какого дерева лист? А этот?
- Давайте запишем слово « листок» (ударение, слоги, перенос).
- А эти листочки необычные: Это листья – загадки. Ну-ка, кто попробует отгадать?
- А что это за слова? (словарные). Давайте их запишем.
4. Работа по теме урока.
- Перед вами иллюстрации. Посмотрите, все ли они соответствуют определённому нами времени года?
- Невольно вспоминаются прекрасные строки из стихотворения Ивана Бунина:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
- Названия цветов: лиловый – фр. название сирени «лиля», багряный – тёмно-красный, близкий к цвету крови.
- Придумайте по этим картинкам предложение об осени. (устно)
- Но сначала напомните, пожалуйста, а что такое предложение?
- О чём говорится в предложении?
-На какой вопрос отвечает слово «листья»? Каким членом предложения оно является?
- Что говорится о «листьях»? Слово «желтеют» - это какой член предложения? На какой вопрос оно отвечает?
- Подлежащее и сказуемое выражают главную мысль предложения.
- Какая главная мысль этого предложения?
- Чем являются главные члены в предложении? (основой)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Кто внимательный?» (на доске плакат. Дети работают в тетрадях):
- Найдите спрятанное слово и вставьте в предложение.
- Какими членами предложения это слово становится?
- Проверим, а для этого надо прочитать оставшиеся буквы в обратном порядке.
- Следующее задание: каждой команде я дам по листочку, где записаны приметы осени. Вы должны по очереди подчеркнуть грамматическую основу предложения и быстро передать листок другому. Чья команда правильно и быстро это сделает – та и выиграет.
- Давайте проверим: по 1 представителю от команды.
Физминутка.
А у нас физкультминутка:
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись (наклоны вперёд–назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
5. Работа с учебником.
Коллективно-индивидуальная работа над упражнением № 134.
Физминутка.
А теперь упражнения для наших глаз :
Вслед за пчёлкой полетим,
Глазкам отдохнуть дадим!
(дети следят за полётом пчёлки)
6. - Составьте из данных слов предложения и запишите в тетради:
на, упал, лист, землю, клёна.
птицы, на, осенью, юг, улетают.
- Подчеркните основу предложения.
Игра «Подбери схему к предложению». Работа в парах.
Задание: придумать предложение и подобрать схему к нему.
5. Итог урока.
- Так какое же самое любимое время года было у А.С. Пушкина?
- Что мы называем главными членами предложения?
- Что обозначает подлежащее? (оно указывает, о ком или о чём говорится в предложении). На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Что обозначает сказуемое? (оно показывает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы: « Что делает? Что сделает?»)
- Что образуют главные члены предложения? (грамматическую основу)
В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне,
Даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
6. Награждение.
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке!