Конспект интегрированного урока во 2-м классе по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Развивать умение выделять предложение из речевого потока, оформлять его на письме; совершенствовать орфографический анализ слов; формирование умения анализировать предложение, находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим( выделять главные члены как смысловую нагрузку); создавать свои предложения; составлять схемы предложений;
  • Увеличить словарный запас детей; закрепить написания непроверяемых гласных в слове;
  • Развивать связную устную речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом;
  • Учить списывать текст, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
  • Воспитывать любовь к родному языку, к родной природе; закрепить знания об осенних явлениях в природе, отображение этих процессов в музыке, литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Мы поговорим о любимой поре А.С.Пушкина, вспомним приметы её, вспомним, что же такое предложение, уточним, что является его основой. А кроме того, мы ещё сможем и посоревноваться.

- Улыбнитесь друг другу, пусть у вас будет хорошее настроение!

- Разделимся на команды.

- Когда я шла к вам на урок, то невольно залюбовалась разноцветным нарядом деревьев. Посмотрите, какой прекрасный букет я собрала из опавших листьев!

- А все ли растения поменяли окраску? (Нет. Хвойные не изменили её.)

- Только ли деревья меняют окраску? (кустарники)

- А что происходит с травянистыми растениями? (увядают)

- Почему цвета листьев разные? (разные вещества в листе).

3. Чистописание и словарная работа.

Закружилась листва молодая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

- Какое явление описывается в стихотворении? С кем сравниваются листья? (с бабочками).

- С чем ещё можно сравнить полёт листьев? (с медленным танцем)

- Я тоже была зачарована причудливым танцем опадающих листьев. Мне захотелось изобразить этот танец на доске.

- Вот он, посмотрите:

- Что вам напоминает этот узор? (букву Оо).

-Давайте, напишем эти буквы в своих тетрадях. (звучит музыка П.Чайковского.”Времена года.».)

- А какое время года начинается с этой буквы? (осень).

- Какие месяцы мы называем осенними?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса….

- Писал об этом времени года А.С.Пушкин.

-Давайте запишем слово « осень».

- Сколько слогов в этом слове? Как определить , сколько в слове слогов?

- Куда падает ударение?

- Как можно перенести это слово?

- Кто может сказать, от какого дерева лист? А этот?

- Давайте запишем слово « листок» (ударение, слоги, перенос).

- А эти листочки необычные: Это листья – загадки. Ну-ка, кто попробует отгадать?

- А что это за слова? (словарные). Давайте их запишем.

4. Работа по теме урока.

- Перед вами иллюстрации. Посмотрите, все ли они соответствуют определённому нами времени года?

- Невольно вспоминаются прекрасные строки  из стихотворения Ивана Бунина:

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…

- Названия цветов: лиловый  – фр. название сирени «лиля», багряный – тёмно-красный, близкий к цвету крови.

- Придумайте по этим картинкам предложение об осени. (устно)

- Но сначала напомните, пожалуйста, а что такое предложение?

- О чём говорится в предложении?

-На какой вопрос отвечает слово «листья»? Каким членом предложения оно является?

- Что говорится о «листьях»? Слово «желтеют» - это какой член предложения? На какой вопрос  оно отвечает?

- Подлежащее и сказуемое выражают главную мысль предложения.

- Какая главная мысль этого предложения?

- Чем являются  главные члены в предложении? (основой)

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Кто внимательный?» (на доске плакат. Дети работают в тетрадях):

- Найдите спрятанное слово и вставьте в предложение.

- Какими членами предложения это  слово становится?

- Проверим, а для этого надо прочитать оставшиеся буквы в обратном порядке.

- Следующее задание: каждой команде я дам по листочку, где записаны приметы осени. Вы должны по очереди подчеркнуть грамматическую основу предложения и быстро передать листок другому. Чья команда правильно и быстро это сделает – та и выиграет.

- Давайте проверим: по 1 представителю от команды.

Физминутка.

А у нас физкультминутка:
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись (наклоны вперёд–назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!

5. Работа с учебником.

Коллективно-индивидуальная работа над упражнением № 134.

Физминутка.

А теперь упражнения для наших глаз :

Вслед за пчёлкой полетим,
Глазкам отдохнуть дадим!

(дети следят за полётом пчёлки)

6. - Составьте из данных слов предложения и запишите в тетради:

на, упал, лист, землю, клёна.
птицы, на, осенью, юг, улетают.

- Подчеркните основу предложения.

Игра «Подбери схему к предложению». Работа в парах.

Задание: придумать предложение и подобрать схему к нему.

5. Итог урока.

- Так какое же  самое любимое время  года было  у А.С. Пушкина?

- Что мы называем главными членами предложения?

- Что обозначает подлежащее? (оно указывает, о ком или о чём говорится в предложении). На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Что обозначает сказуемое? (оно показывает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы: « Что делает? Что сделает?»)

- Что образуют главные члены предложения? (грамматическую основу)

В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне,
Даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

6. Награждение.

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке!