«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра.»
А.С.Макаренко.
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. А.М.Горький писал, что «игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Дети вырастают, но желание играть не ослабевает. Игра - это не только способ отдыха и развлечения, но и необходимый вид деятельности. Сливаясь с познанием, спортом, трудом она обеспечивает условия для всестороннего развития личности.
Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил.
На традиционных уроках, к сожалению, мало условий для развития инициативы, социальной активности личности, ребята привыкают к исполнительной деятельности. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Поэтому особое значение на уроках истории приобретает учебная ИГРА. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев ученики моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
Например, на уроке, посвященному Отечественной войне 1812 года, уместно использовать элементы театрализации. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 года в деревне Фили в избе крестьянина А.Фролова состоялся военный совет русского командования. Ученики становятся генералами, членами совета и им предстоит принять решение: оставлять Москву французам без боя или дать новое сражение. Класс делится на две группы, которые готовят аргументы для защиты своей позиции. Из группы, которая предлагает оставить Москву, выбирается ученик (Кутузов, Барклай-де-Толли), который высказывает мнение группы. Его оппонент ( Генерал Беннингсен, Генерал Дохтуров) защищает точку зрения своей группы.
|
Оставить Москву без боя |
Дать новое сражение |
---|---|---|
Полковники, генералы, фельдмаршалы |
М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де Толли, К.Ф.Толь и др. |
Л.Л.Беннингсен, Д.С.Дохтуров и др. |
доводы |
|
|
После просмотра инсценировки, классу предлагаются вопросы для обсуждения:
1. Какая из предложенных позиций представляется им более аргументированной?
2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические) принимал во внимание М.И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены?
3. Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?
После обсуждения ученики задумываются о сложности выбора в жизни. Выбор всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.
Особенностью исторических игр, викторин, конкурсов, являются три основных правила, которые необходимо учитывать при их организации. Игра:
- не должна быть перегружена познавательной деятельностью;
- не должна быть заумной и скучной;
- в своём сюжете они должны содержать какую-то интригу, преодоление какого-то препятствия, быть достаточно сложными для детей того или иного возраста.
Самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала. Игра позволяет не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать.
Историческое лото . Можно взять готовую учебно-прикладную игру-лото «История Москвы» из серии развивающих игр «Познавательная игротека».
А можно сделать лото самим, привлекая к изготовлению лото детей, используя компьютерную технику, старые учебники, фотографии древней Москвы, памятников архитектуры, портреты исторических личностей.
Число карт лото может быть от 10 до 20. Каждая карта содержит 4 смысловых иллюстраций, содержащих информацию: дата, карта, личность, понятие, термин, исторический факт. Все иллюстрации на картах пронумерованы. К каждой иллюстрации составляется вопрос, который записывается на карточке с соответствующей нумерацией. Таким образом, можно охватить контролем большой объем изученного материала.
Темы лото могут быть совершенно различными. Страны и столицы, гербы и флаги стран, литературные герои и авторы произведений, животные и континенты и т.п. Сделанное своими руками лото станет для ребенка любимой игрой, интересным подарком, а возможно и предметом гордости, к которому он будет более бережно относиться, чем к купленному.
Игра «Брейн-ринг» помогает воспитывать «командный дух», «чувство локтя». Дети распределены на 3-4 команды. Право ответа получает команда первой поднявшая руку. Вопросы лежат в конвертах, конверт выбирает волчек. Ответы оцениваются в «умах».
1.
Назовите московских князей в порядке их правления
- Иван I Калита
- Иван III Васильевич
- Дмитрий Донской
- Даниил Московский
Назовите строительные материалы в порядке использования их в строительстве Кремля
- дуб
- кирпич
- сосна
- известняк
Кого нельзя назвать московским князем?
- Иван Калита
- Юрий Долгорукий
- Дмитрий Донской
- Иван III
- Даниил Московский
2. Определите достоверность информации.
В архиве была найдена древняя летопись, относящаяся, как считают историки к 11 веку. Её достоверность стала предметом споров. В летописи был описан пир у князя, где подавали такие блюда:
пареная репа, цветная капуста, рисовый суп, макароны, ржаные лепёшки, кукурузные хлопья, морковный чай, гречишный мёд, берёзовый сок, томатный сок, мухоморная настойка, картофельное пюре.
Биологи, прочитав этот текст, установили, что рукопись-фальшивка. Подчеркните блюда, которые выдали подделку.
3. Любят на Руси березу, в народе ее величают красавицей, березой-матушкой, соединяя свое отношение к дереву с любовью к родительскому дому, к Родине. Верой и правдой служит береза человеку. Недаром в старину о ней пели:
А береза дерево – о четыре дела,
А первое дело – мир освещать,
А второе дело крик утешать,
А третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Назовите все «дела» березы, упомянутые в песне:
1 дело– ___________________________________
2 дело– ___________________________________
3 дело - ___________________________________
4 дело – __________________________________
4. Эту длинноклювую птицу летом часто можно видеть на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то сразу же вспомните одну из героических страниц русского народа в далеком прошлом. О каком событии идет речь? (Куликовская битва)
5. «Черный ящик». Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют туристы и охотники, сельские хозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО? (Береста)
6. О ком писал А.С. Пушкин:
“То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник”? (Пётр I)
7. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой новгородец Садко? (На гуслях)
8. Кто и когда мог выслать такую депешу: “Москва пылает. Холодно. Голодно”? (Наполеон)
9. Кто произнес эту речь? “Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть”. (Дмитрий Донской)
10.
1. Как называется река, на которой стоит наш город?
2. Основатель Москвы?
3. Имя князя, которому Юрий Долгорукий послал приглашение: "Приди ко мне , брате, в Москов!"
4. Как называлось село на месте Москвы?
5. На каком холме построили Кремль?
6. Что часто случалось в Москве, после чего она заново строилась?
Мемори «История Москвы». Класс делится на группы по 4-6 человек. Перед игроками рубашками вверх раскладываются карточки. Цель игры - собрать как можно больше парных карточек с видами Москвы, историческими персонажами, художественными картинами, архитектурными памятниками столицы. Каждый ход игрок переворачивает по две карточки. Если они оказываются парными, игрок называет то, что изображено на карточках и забирает их себе. Если картинки не парные они возвращаются на место. Игра развивает память, внимание и актуализирует знания детей по истории и архитектуре Москвы.
Можно создать Мемори на любую тему (строительство дома, башни Кремля, одежда древнего москвича и т.д.), нужно лишь подобрать картинки.
«Дом древнего москвича». Изучение русской избы, ее строение, мебель, традиции запоминаются ярче, если этот дом можно взять в руки, увидеть Красный угол, самим посадить самого старшего члена семьи на печь. А еще лучше сделать дом самому, пусть даже схематично.
Игра на уроке помогает:
- восстановить и закрепить полученные ранее знания;
- обращает к материалу, не вошедшему в учебник, расширяет кругозор, обогащает новыми сведениями;
- раскрыть творческие способности учащихся;
- отработать коммуникативные умения, укрепить у учащихся чувство коллективизма;
- привить интерес к истории;
- ребенку расширить границы собственной жизни, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его собственном опыте не было.
Разработка и организация игр – это дело трудоемкое и хлопотное, но и отдача велика. Именно такие уроки запоминаются детям надолго и способствуют углублению их знаний по истории, развитию творческих способностей .
Список использованной литературы
1. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом .-Смоленск: Ассоциация ХХ I век, 1998
2. Вьюрков А.И. Рассказы о старой Москве. – М.: Московский рабочий, 1958.
3. Горелова Н.А. “Город чудный, город древний...”: Материалы по москвоведению для младших школьников. – М.: МИРОС, 1994.
4. Кончаловская Н.П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. – М.: Детская литература, 1972.
5. Литвинов А.В. История становится ближе .-М.,1996
6. Осетров Е.И. Моё открытие Москвы: Рассказы о столице. – М.: Московский рабочий, 1987.
7. Подосенова И.П. Занимательные путешествия по Москве: Учебное пособие по москвоведению для 2-3(4) класса. – М.: ЦГУ, 1997.
8. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М., 1995