ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Большинство вопросов составлено для оценки нынешнего состояния ребенка. Но если в раннем детстве настроение, поведение, или способы реагирования вашего ребенка на какую-либо ситуацию отличались от привычного состояния (особенно, если это сильно запомнилось вам или когда-то вас волновало) убедительно просим отметить это в соответствующих вопросах и указать примерный возраст.
1. Отметьте, какое настроение обычно преобладает у вашего ребенка:
- ребенок часто и беспричинно хнычет, редко улыбается,
- бывает в подавленном, грустном настроении,
- не радуется общению, не может себя занять, безразличен к игрушкам,
- бывают ситуации, когда ребенок встревожен, беспокоен, плохо засыпает,
- ребенок возбужден, много двигается, находится в приподнятом настроении,
- преобладает хорошее настроение, ребенок спокоен, активно играет, общается
2. Как ваш ребенок взаимодействует с внешним миром:
- защищается от него,
- борется с ним,
- активно интересуется окружающим и взаимодействует с ним
3. Чего боится ваш ребенок сейчас или чего боялся в более раннем возрасте?
4. Что обычно выводит вашего ребенка из состояния эмоционального равновесия?
- ситуации, связанные с какими-то неприятными для ребенка ощущениями (громкие или неприятные звуки, неприятная еда, мытье головы, боль и т.д.)
- изменение привычных ситуаций, режима, обстановки,
- невозможность достичь или получить желаемое,
- конфликт с другим ребенком или взрослым,
- что-то другое
5. Как ребенок ведет себя в ситуациях, связанных с неприятными для него ощущениями?
- уходит в себя,
- бегает, возбуждается,
- кричит, плачет,
- ведет себя агрессивно,
- старается стерпеть,
- уходит, старается избавиться от источника неприятных ощущений
6. Есть ли у вашего ребенка сейчас или были когда-то ранее особые предпочтения («только такое, любимое»), напишите какие?
- в еде,
- в одежде,
- в игрушках,
- в играх,
- в способах взаимодействия с вами,
- с другими детьми
7. Бывает ли, что вашему ребенку нравиться (подчеркните или добавьте свое)
- совершать какие-то повторяющиеся движения (бегать по кругу, кружиться, подпрыгивать, чем-то стучать или другое),
- производить с разными игрушками (или с одной) какое-то одно то же действие,
- рифмовать слова, играть со словами, выдумывать новые
8. Что из ниже предложенного больше характеризует поведение вашего ребенка?
- ребенок очень осторожен, побаивается высоты, глубины, опасность тормозит его,
- ребенок часто не учитывает опасности, не чувствует края (неосторожен на высоте, в воде, бежит не глядя),
- ребенок стремится к тому, чтобы испытать себя, но при этом часто рискует, травмируется,
- ребенок довольно активен, стремится испытывать себя, но хорошо учитывает опасные
- моменты (где надо остановиться),
9. Боиться ли сейчас ваш ребенок или боялся когда был маленьким:
- ходить (поздно пошел, долго боялся падения),
- бегать,
- лазать по лестницам,
- кататься на горках,
- ходить по лужам
10. Как ваш ребенок будет вести себя в ситуациях, когда ему запрещают делать то, что он хочет:
- отказывается от своего желания, не предпринимая никаких попыток,
- кричит, плачет, сильно раздражается,
- ведет себя агрессивно,
- реагирует амбивалентно (то уходит, то подходит вновь),
- просит помощи у взрослого, пытается договориться,
- после некоторых попыток находит что-то другое, заменяющее желаемое,
- проигрывает свои желания в игре
11. Как ваш ребенок себя обычно ведет в ситуации:
- конфликта с взрослым,
- конфликта с другим ребенком,
12. Предпочитает ли ваш ребенок играть один или с другими детьми? В каком возрасте он стал играть с другими детьми?
13. Может ли ваш ребенок защитить себя, когда его обижают? Что он предпринимает в этих ситуациях?
14. Всегда ли вы можете понять настроение и эмоциональное состояние вашего ребенка? Если нет, то почему?
15. Когда вы общаетесь со своим ребенком:
- смотрит ли он вам в глаза? Бывали ли периоды, когда он не смотрел в глаза при общении?
- любит ли он прижиматься, ласкаться, чтобы его гладили или скорее он недотрога?
- всегда ли сразу откликается, когда вы к нему обращаетесь или необходимо подождать или повторить еще раз?
16. Чувствует ли ваш ребенок ваше состояние?
- и хорошее и плохое,
- только плохое,
- стремится утешить
- стремится усилить негативное состояние (сам начинает капризничать, плохо себя вести, если мама плачет, ребенок плачет еще сильнее и т.д.)
17. Любит ли ваш ребенок делать что-то вместе с вами (читать, готовить, играть, стирать) или предпочитает заниматься чем-то один? (подчеркните или допишите).
18. В какие периоды жизни (возраст) у ребенка отмечался негативизм (о чем бы его не попросили, преимущественно делал специально наоборот)?
19. В каком возрасте (постарайтесь вспомнить с точностью до месяца) у вашего ребенка появились:
- комплекс оживления (улыбка и оживление при появлении мамы или другого взрослого),
- выделение матери из других людей,
- страх чужих людей (когда появился и когда прошел),
- страх разлуки с мамой или другими близкими,
- ориентация на эмоциональные сигналы матери (например, - это опасно - с соответствующей эмоциональной реакцией, и ребенок останавливается),
- местоимение «Я»,
- представления «мое» и «не мое (чужое)»,
- схема тела (стал правильно дифференцировать части тела),
- указательный жест (стал показывать пальчиком на предметы),
20. Отметьте, свойственны ли вашему ребенку следующие паттерны поведения, когда вы находитесь вместе с ним (на улице или в квартире) («+» или «-»)
- ребенок скорее успокаивается сам, чем на руках у матери,
- ребенок периодически подходит к матери в промежутках между игрой,
- ребенок постоянно отслеживает, где находится мать,
- ребенок ищет подтверждения безопасности нового предмета у матери, прежде чем его взять,
- бежит к матери, когда в дом приходят новые люди,
- ребенок часто не слушает указаний матери,
- ребенок не замечает ухода, часто теряется на улице,
- ребенок в контакте с матерью стремится вызвать сильную эмоциональную реакцию, но может сделать ей больно (например, бьет головой в живот, дергает за волосы и др.) или начинает капризничать, раздражаться, плохо себя вести,
- ребенок стремится повторять какое-то действие снова и снова, если оно вызвало смех и удовольствие у матери,
- ребенок долго плачет после ухода матери или протестует как-то иначе,
- ребенок не замечает ухода матери,
- когда мать занята, то ребенок старается быть в центре внимания, мешает ее занятиям, чего-то требует и т.д.
- ребенок любит, чтобы мама делала все за него или все время помогала ему (например, одевала, кормила и т.д.)
21. Как вам кажется в игре с другими детьми ваш ребенок:
- стремится руководить другими,
- старается подстроиться под других,
- следует правилам игры,
- предпочитает игру с другими детьми игре с родителями,
- легко заводит знакомства, играет со многими,
- довольно избирателен в друзьях, играет только с немногими,
- играет рядом с детьми, но как бы отдельно,
- не любит играть с другими детьми
22. Как ваш ребенок относиться к животным?
- равнодушен к ним,
- боится их,
- мучает их,
- проявляет интерес и симпатию,
- не очень хорошо различает живое и неживое
23. Какие игрушки любит ваш ребенок?
24. Есть ли у вашего ребенка какая-то одна любимая игрушка? Какая?
25. Есть ли игрушки, которые ваш ребенок явно не любит?
- мягкие,
- куклы,
- машины,
- какие-то другие
26. Какие любимые игры у вашего ребенка? Какие любимые герои игр?
27. Когда вы наблюдаете за игрой вашего ребенка, то как вам кажется, в своих играх он проигрывает:
- какой-то приятный опыт (например, заботу, кормление, укладывание спать, ласковое обращение),
- столкновение разных сил (например, ребенок разыгрывает, что он мама птичка, на ее семью нападает кошка, птичка защищает свою семью и т.д.). Если такая игра существует, то чем она чаще всего заканчивается?
- агрессивные моменты (герои дерутся, нападают друг на друга, бьют, кусают, стреляют),
- прочитанные сказки, мультфильмы, фантазии,
- проигрывает роли близких людей (например, делает что-то или говорит как мама, папа, бабушка).
28. В каком возрасте ваш ребенок стал играть в сюжетные игры? (развернутая сюжетна игра, взаимодействие между игрушками, проигрывание отношений),
29. Что ваш ребенок любит рисовать?
30. Вспомните с точностью до месяца следующие этапы развития речи у вашего ребенка
- гуление (когда ребенок произносит первые звуки похожие на «агу, гы», было ли в это время ощущение диалога с вашим ребенком,
- лепет (когда ребенок повторяет серии слогов «ба-ба-ба, да-да-да и др.»),
- первые слова
31. Были ли моменты, когда ребенок начал говорить, а потом замолчал? Когда речь опять появилась?
32. Когда у ребенка появилась фраза?
- простая фраза (фраза из двух, трех слов),
- сложная фраза (развернутая фраза из трех и более слов),
- как долго ваш ребенок (до какого возраста) пользовался какими-то собственными «детскими» словами
33. Вспомните, когда примерно (до 1 года, до1.5 лет, до 2-х лет) у вашего ребенка появились общеупотребительные жесты:
- «пока-пока»,
- «да»,
- «нет»,
- какие-то особые, собственные жесты,
34. В каком возрасте ваш ребенок стал говорить:
- о своих желаниях,
- о своих оценках происходящего (нравится, не нравится, хорошо, плохо и т.д.),
- о своих эмоциях,
- об эмоциональных состояниях других людей.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ЧТО ВЫ ЗАПОЛНИЛИ НАШ ОПРОСНИК!