Цели урока: закрепить знания об изученных частях речи, умения редактировать текст, развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык письма, формировать интерес к процессу познания, создавать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Оборудование: интерактивная доска (для презентации), Словарь русского языка
С.И. Ожегова, карточки со словами, карточки с названиями городов, конверты с набором слов, карта «Страна Морфология», аудиокассета с музыкой П.И.Чайковского « Времена года», снежинки-жетоны, мячик.
Ход урока
Презентация (см. Приложение 1)
1.Организационный момент.
Эпиграф: «Грамоте учиться - всегда пригодится» (слайд 1)
Сегодня на уроке я предлагаю всем отправиться в страну Морфология.
Вспомните, что такое морфология? (слайд 2)
«морфо» - форма (греч.), «логос»- учение.
Морфология - наука о частях речи.
Чтобы попасть в эту страну, необходимо выполнить задание волшебницы-феи.
У вас в руках пригласительные билеты в разные города необычной страны. На каждом билете - слово. Прочитайте слова и подумайте, в какие города мы попадем?
Слова на карточках (каждая часть речи выделена определенным цветом):
зимний, зимушка, зимовье, зимовать, предзимний, морозить, морозный, морозец,
заморозить, изморозь, лёд, ледяной, заледенеть.
(им. сущ.- синий, им. прил. - зеленый, гл.- красный)
Группы слов на доске (слайд 3)
2. Введение в тему урока.
Дети рассаживаются по группам, определяя часть речи, к которой относятся слова на карточках.
Город «Имя существительное»,
город «Имя прилагательное»,
город «Глагол».
Давайте вспомним, как называются все эти слова? (Части речи)
Это наша тема урока - "Части речи".
На доске карта страны Морфологии.
Рисунок 1
За активную работу вы будете получать снежинки, потому что в стране Морфология зима.
3. Основная часть урока.
3.1 Что вы знаете об этих частях речи?
Ученики рассказывают правило о каждой части речи.
3.2 На какие ещё группы можно разделить эти слова? (Однокоренные слова).
Назовите каждую группу слов и докажите, что они однокоренные.
Группы слов на доске (слайд 4)
Закройте глаза и представьте, что мы попали в волшебную страну.
Музыка. Чайковский «Январь. У камелька»
Откройте глаза (слайд 5)
Ученик читает:
Поб . лели п . ля и пригорки. Тонким льдом покрылась р . ка, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит з . ма по г . рам, по долинам, ходит в б . льших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по ст . р . нам- то тут, то там свою волшебную картину нарисует.
3.3 Орфографическая минутка.
В тексте (слайды 5,6) вставить пропущенные буквы и доказать правильное их написание.
Какая часть речи появилась в этом тексте? (предлог «по»)
Для чего он служит? (Отвечает ученик)
Обратите внимание, что на карте (см. рисунок 1) предлоги - это мостики между именами существительными.
3.4 Минутка чистописания.
Рисунок 1.
А вот и озеро Чистописания.
Отгадайте загадку.
С мерцанием звёздочек этих сравнится
Лишь белый узор, что плетут кружевницы.
(Снежинки)
Придумайте словосочетание им сущ. + им. прил. (красивая снежинка, необычная снежинка, хрупкая снежинка …)
(Слайд 7)
Дети выполняют чистописание.
На классной доске запись:
жи жн еж
снежинки снежный снежок
снеговой снеговик
Что можно сказать о группе данных слов? (родственные слова)
Найдите корень. (снеж -, снег-)
Что вы заметили? (чередование ж - г)
3.5 Физкультминутка.
Игра с мячом.
Один ученик - называет слово, другой - к какой части речи оно относится.
3.6 Словарная работа.
В стране Морфологии есть необычная река словарных слов.
Рисунок 1.
Запишите словарные слова (слайд 8)
Выделите в этих словах орфограммы.
Какой частью речи являются эти слова?
Чем интересно слово месяц? (Имеет 2 значения: луна (слайд 9), календарный месяц (слайд 10).
А слово погода? (Обобщает все природные явления).
Волшебная волна принесла к берегу красивые зимние слова (слайд 12)
Один ученик находит значение слова «иней», а другой - «изморозь» в Словаре русского языка С.И.Ожегова.
Остальные ученики в это время объясняют значения данных слов из жизненных наблюдений.
Иней - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи (из Словаря русского языка С.И.Ожегова).
Изморозь - снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду, род инея.
Слова иней, изморозь поэты употребляют для описания красоты зимних деревьев.
(слайды 11, 13) Стихотворения читают ученики.
Как поэты И.С. Никитин, А.Сурков говорят об инее, изморози?
Изморозь (какая?) колкая, иней (какой?) серебристый
Слова какой части речи использованы? (имена прилагательные)
Как мы называем имена прилагательные на уроках литературы? (эпитеты) (слайд 14)
Запишем слова: иней, изморозь.
Поставьте ударение, разделите слова на слоги.
Придумайте предложения с новыми словарными словами.
3.7 Работа по учебнику.
Ребята, случилась беда. Жители неграмотных земель (Рисунок 1) уговорили вьюгу замести границы предложений в упражнении 373 в нашем учебнике (учебник русского языка 3 класс Рамзаева Т.Г.). Давайте попробуем навести порядок.
Открываем учебники на странице 141, упр.373.
Самостоятельное выполнение упражнения.
Проверка (слайд 15)
Выполните разбор по членам предложения ( задание в учебнике).
У доски выполняет 1 ученик.
Проверка.
3.8 Работа по группам.
Сильный мороз любит проказничать. Некоторые слова в стране Морфология он заморозил.
Давайте поможем им оттаять.
В конвертах наборы слов и один листок пустой.
Вас что-нибудь удивило? (Пустой листок)
Попробуем определить, какая часть речи стала невидимкой?
В каждом конверте есть им. сущ., глагол, нет им. прил. Составьте из найденных слов предложения, добавляя свое им. прил.
Примерные предложения (слайды 16, 17, 18)
1. Началась сильная метель.
2. Темное облако плыло над землей.
3. С неба посыпался колючий снег.
- Что можно сказать об этих предложениях? (Они по смыслу связаны между собой, поэтому может получиться текст, если установить последовательность предложений)
(слайды 19).
Самостоятельная работа.
Восстановите текст.
Темное облако плыло над землей. С неба посыпался колючий снег. Началась сильная метель (слайд 20).
Надпишите, какой частью речи являются слова в данном тексте.
4. Подведение итогов урока
Закончилось наше путешествие по стране Морфология, нам надо возвращаться в школу. Закройте глаза.
Легкие снежинки несут нас в светлый просторный класс.
Вот мы и дома. Откройте глаза.
Посмотрите, ваши снежинки не растаяли?
Давайте подведем итог нашего путешествия в страну Морфологию.
Что мы повторили? (слайд 21)
Что вы узнали нового?
Чем привлёк вас урок?
Подсчитываем количество снежинок и выставляем оценки ученикам.
Урок окончен. Спасибо за работу.