Цель: 3акрепление знаний о числах 1,2,3,4 и их составе.
Задачи:
- Повторить состав чисел 2,3,4.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать логическое мышление и умение решать простые задачи.
- Совершенствовать навыки конструирования из плоских геометрических фигур.
Оборудование:
- раздаточный материал (треугольники);
- наглядные пособия: счетный материал (грибы); магнитные карточки (цифры и знаки); математический домик «Состав числа 4».
Ход урока
1. Организационный момент
Готовность к уроку
Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в страну «Математики» И закрепим полученные знания о числах 1,2,3,4 и их составе.
2. Введение в тему
Учитель: Сопровождать нас на протяжении урока будут жители страны «Математика».Отгадайте о ком пойдет речь в веселых стихах.
Учитель читает стихи.
Вид ее - как запятая
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее нет.
(На доске появляется цифра 2)
Этот месяц дугой
Ниже месяц дугой,
А теперь посмотри:
Получилась цифра 3
(на доске появляется цифра 3)
(На доске появляется цифра 4)Гляди, четыре - это стул,
Который я перевернул.
(На доске появляется цифра 1)На длинной ножке,
3астыв до поры,
Отдыхает палочка после игры
На доске получился ряд цифр 2,3,4,1
Учитель: Какие числа обозначают эти цифры?
Дети: Эти цифры обозначают числа 1,2,3,4.
Учитель: Назовите самое маленькое число.
Дети: Самое маленькое число 1.
Учитель: Назовите самое большое число.
Дети: Самое большое число 4.
Учитель: Поставьте числа в порядке возрастания, от самого маленького до самого большого.
Ученик выполняет задание на доске. На доске появляется запись 1,2,3,4.
Дети проверяют, затем читают хором ряд чисел.
Учитель: Назовите соседей чисел 2 и 3. (Ответы детей)
Какие числа следуют за 1,3. (Ответы детей)
Какие числа предшествуют числам 2,4. (Ответы детей) .
3. Работа над закреплением состава числа 4
Работа с учебником страница 82 урок 40 тетрадь страница 29 урок 40.
Учитель: Прочитать задание N 1 в тетради.
3адание читает хорошо читающий ученик.
Разбор данного задания по вопросам:
- Что нашла в лесу белка? (Ответы детей)
- Сколько всего грибов нашла белка? (Ответы детей)
На доске появляются грибы и детям предлагается разложить на две различные группы.
Рассматриваются различные варианты.
3 и 1 ; 2 и 2 ; 1 и 3
(см. Рисунки 1, 2 и 3).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Задание N 1 из учебника выполняется в тетрадях на печатной основе.
По итогам выше проведенной работы результаты фиксируются в математическом домике N 4 (рисунок 4).
Рисунок 4
Учитель: Давайте заселим жильцов в математический домик N 4.Кто там может жить? Почему?
Ответы детей:
- 1 и 3, так как 1+3=4
- 2 и 2, так как 2+2=4
- 3 и 1, так как 3+1=4
(Динамическая пауза)
4. Решение задачи
Учебник стр. 85 задача N 2.
3адачу читает хорошо читающий ученик.
Самостоятельное" чтение задачи.
Разбор содержания задачи по вопросам:
- Что было у белки в дупле? (шишки еловые и кедровые)
- Сколько было кедровых шишек? (2 шишки)
- Сколько будет еловых шишек? (столько же)
- Что означает слово столько же? (столько сколько и кедровых)
- О чем спрашивают в задаче? (Сколько еловых шишек?)
- Как записать решение задачи? (2+2)
- Что означает первое число? (кедровые шишки)
- Что означает второе число? (еловые шишки)
- Что будет являться ответом задачи? (4)
3апись решения задачи в учебнике.
5. Решение логической задачи
Учебник стр. 83 задача N 24. Читает учитель.
Рисунок выводиться на доску.
Учитель: Как вы думаете, сколько грибов было на каждом дереве сначала? (выслушиваются ответы детей)
Правильный ответ демонстрируется на доске.
Задача решается с конца.
3адача имеет различные варианты ответов З и 1, 1 и 3 (рисунки 5 и 6).
Рисунок 5
Рисунок 6
6. Работа с геометрическим материалом
Учебник задание N 5 стр. 8З.
На столах конверты с треугольниками.
Составление геометрических фигур из треугольников (рисунок 7).
Рисунок 7
(Динамическая пауза)
7. Работа в тетрадях на печатной основе
Тетрадь стр. 29 N 1
Учитель: Найди шляпку к каждому грибочку (Ученики решают примеры и сопоставляют их с ответами на ножках)
Самостоятельная работа учеников.
Проверка с доской (рисунки 8 и 9).
Рисунок 8
Рисунок 9
8. Выполнение задания мудрой совы
Учебник стр. 82 (задание выносится на доску)
2 - = 1
- 1 = 1
З - = 1
- 1 = 2
4 - = 1
- l = З
Задание выполняется коллективно, обсуждая каждое математическое выражение (рисунки 10 и 11)
Рисунок 10
Рисунок 11
Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с математическим заданием, с которым приготовила вам мудрая сова.
9. Работа в тетрадях (прописях)
Узор выполняется самостоятельно карандашом.
Запись и решение примеров с окошечками выполняется вмести с учителем.
10. Итог урока
Учитель: Чему мы сегодня учились?
Ответы детей: Решали задачи, примеры, повторяли состав числа 4.
Учитель: Отгадайте, о каком числе пойдет речь?
Вышли четыре жучка погулять. Выйдет еще один - станет их (5).
Завтра на уроке математики мы будем знакомиться с цифрой 5 и числом 5.
Дополнительный материал к уроку
Веселые задачи:
1. Я маме в подарок картинку рисую.
Сначала одну, а потом - (вторую)2. На полке было два куска мыла.
Возьмем один только.
Останется сколько? (2-1)3. На поляне два зайчонка
В чехарду играли.
Прибежал еще зайчонок.
Сколько всех, узнали? (2+1)4. Трое зайчат на поляне гуляли.
Вдруг одного мама с папой позвали.
Сколько зайчат на полянке гуляет,
Может быть, кто-то из вас сосчитает? (3-1)5. Трех медвежат и медведицу маму
Шишкин, художник, нарисовал.
Сколько медведей всего на картине,
Кто, их не видя, уже сосчитал? (3+1)6. У Ванюшки три ватрушки
И один большой батон.
Сколько же мучных изделий
Собирается съесть он? (З+l)7. А моей сестре Валюшке
Снова дарят все игрушки.
У нее их было две.
Да еще две дали.
Сколько было их всего,
Вы б, друзья, узнали? (2+2)8. А моей сестре Валюшке,
Подарили три игрушки.
А она не жадная,
Куколку нарядную
Подарила Лельке.
Ей осталось сколько? (3-1)