Урок математики в 1-м классе по теме "Числа 1, 2, 3, 4"

Разделы: Начальная школа


Цель: 3акрепление знаний о числах 1,2,3,4 и их составе.

Задачи:

  • Повторить состав чисел 2,3,4.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать логическое мышление и умение решать простые задачи.
  • Совершенствовать навыки конструирования из плоских геометрических фигур.

Оборудование:

  • раздаточный материал (треугольники);
  • наглядные пособия: счетный материал (грибы); магнитные карточки (цифры и знаки); математический домик «Состав числа 4».

Ход урока

1. Организационный момент

Готовность к уроку

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в страну «Математики» И закрепим полученные знания о числах 1,2,3,4 и их составе.

2. Введение в тему

Учитель: Сопровождать нас на протяжении урока будут жители страны «Математика».Отгадайте о ком пойдет речь в веселых стихах.

Учитель читает стихи.

Вид ее - как запятая
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее нет.

(На доске появляется цифра 2)

Этот месяц дугой
Ниже месяц дугой,
А теперь посмотри:
Получилась цифра 3

(на доске появляется цифра 3)

Гляди, четыре - это стул,
Который я перевернул.

(На доске появляется цифра 4)

На длинной ножке,
3астыв до поры,
Отдыхает палочка после игры

(На доске появляется цифра 1)

На доске получился ряд цифр 2,3,4,1

Учитель: Какие числа обозначают эти цифры?

Дети: Эти цифры обозначают числа 1,2,3,4.

Учитель: Назовите самое маленькое число.

Дети: Самое маленькое число 1.

Учитель: Назовите самое большое число.

Дети: Самое большое число 4.

Учитель: Поставьте числа в порядке возрастания, от самого маленького до самого большого.

Ученик выполняет задание на доске. На доске появляется запись 1,2,3,4.

Дети проверяют, затем читают хором ряд чисел.

Учитель: Назовите соседей чисел 2 и 3. (Ответы детей)

Какие числа следуют за 1,3. (Ответы детей)

Какие числа предшествуют числам 2,4. (Ответы детей) .

3. Работа над закреплением состава числа 4

Работа с учебником страница 82 урок 40 тетрадь страница 29 урок 40.

Учитель: Прочитать задание N 1 в тетради.

3адание читает хорошо читающий ученик.

Разбор данного задания по вопросам:

- Что нашла в лесу белка? (Ответы детей)

- Сколько всего грибов нашла белка? (Ответы детей)

На доске появляются грибы и детям предлагается разложить на две различные группы.

Рассматриваются различные варианты.

3 и 1 ; 2 и 2 ;  1 и 3

(см. Рисунки 1, 2 и 3).


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Задание N 1 из учебника выполняется в тетрадях на печатной основе.

По итогам выше проведенной работы результаты фиксируются в математическом домике N 4 (рисунок 4).


Рисунок 4

Учитель: Давайте заселим жильцов в математический домик N 4.Кто там может жить? Почему?

Ответы детей:

  • 1 и 3, так как 1+3=4
  • 2 и 2, так как 2+2=4
  • 3 и 1, так как 3+1=4

(Динамическая пауза)

4. Решение задачи

Учебник стр. 85 задача N 2.

3адачу читает хорошо читающий ученик.

Самостоятельное" чтение задачи.

Разбор содержания задачи по вопросам:

- Что было у белки в дупле? (шишки еловые и кедровые)

- Сколько было кедровых шишек? (2 шишки)

- Сколько будет еловых шишек? (столько же)

- Что означает слово столько же? (столько сколько и кедровых)

- О чем спрашивают в задаче? (Сколько еловых шишек?)

- Как записать решение задачи? (2+2)

- Что означает первое число? (кедровые шишки)

- Что означает второе число? (еловые шишки)

- Что будет являться ответом задачи? (4)

3апись решения задачи в учебнике.

5. Решение логической задачи

Учебник стр. 83 задача N 24. Читает учитель.

Рисунок выводиться на доску.

Учитель: Как вы думаете, сколько грибов было на каждом дереве сначала? (выслушиваются ответы детей)

Правильный ответ демонстрируется на доске.

Задача решается с конца.

3адача имеет различные варианты ответов З и 1, 1 и 3 (рисунки 5 и 6).


Рисунок 5

Рисунок 6

6. Работа с геометрическим материалом

Учебник задание N 5 стр. 8З.

На столах конверты с треугольниками.

Составление геометрических фигур из треугольников (рисунок 7).


Рисунок 7

(Динамическая пауза)

7. Работа в тетрадях на печатной основе

Тетрадь стр. 29 N 1

Учитель: Найди шляпку к каждому грибочку (Ученики решают примеры и сопоставляют их с ответами на ножках)

Самостоятельная работа учеников.

Проверка с доской (рисунки 8 и 9).


Рисунок 8

Рисунок 9

8. Выполнение задания мудрой совы

Учебник стр. 82 (задание выносится на доску)

2 -    = 1
   - 1 = 1
З -    = 1
   - 1 = 2
4 -    = 1
   - l = З

Задание выполняется коллективно, обсуждая каждое математическое выражение (рисунки 10 и 11)


Рисунок 10

Рисунок 11

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с математическим заданием, с которым приготовила вам мудрая сова.

9. Работа в тетрадях (прописях)

Узор выполняется самостоятельно карандашом.

Запись и решение примеров с окошечками выполняется вмести с учителем.

10. Итог урока

Учитель: Чему мы сегодня учились?

Ответы детей: Решали задачи, примеры, повторяли состав числа 4.

Учитель: Отгадайте, о каком числе пойдет речь?

Вышли четыре жучка погулять. Выйдет еще один - станет их (5).

Завтра на уроке математики мы будем знакомиться с цифрой 5 и числом 5.

Дополнительный материал к уроку

Веселые задачи:

1. Я маме в подарок картинку рисую.
Сначала одну,  а потом - (вторую)

2. На полке было два куска мыла.
Возьмем один только.
Останется сколько? (2-1)

3. На поляне два зайчонка
В чехарду играли.
Прибежал еще зайчонок.
Сколько всех, узнали? (2+1)

4. Трое зайчат на поляне гуляли.
Вдруг одного мама с папой позвали.
Сколько зайчат на полянке гуляет,
Может быть, кто-то из вас сосчитает? (3-1)

5. Трех медвежат и медведицу маму
Шишкин, художник, нарисовал.
Сколько медведей всего на картине,
Кто,  их не видя, уже сосчитал? (3+1)

6. У Ванюшки три ватрушки
И один большой батон.
Сколько же мучных изделий
Собирается съесть он? (З+l)

7. А моей сестре Валюшке
Снова дарят все игрушки.
У нее их было две.
Да еще две дали.
Сколько было их всего,
Вы б, друзья, узнали? (2+2)

8. А моей сестре Валюшке,
Подарили три игрушки.
А она не жадная,
Куколку нарядную
Подарила Лельке.
Ей осталось сколько? (3-1)