Цель урока: показать учащимся значение химии в современной жизни, интеграцию межпредметных связей химия – литература
Задачи:
- дидактические- обобщить, углубить и закрепить знания истории развития химии;
- воспитательные – воспитать в учащихся чувство прекрасного и умение находить прекрасное вокруг себя;
- развивающие – развивать внимание, память, эрудицию, творческие способности
Оборудование и реактивы: иллюстрации по алхимии, портреты Гегеля, Радищева, Щипачёва, Менделеева, Блока, Шекспира, ДВД, проектор, экран, периодическая система Д.И.Менделеева на каждый стол, реактивы (иодид калия, ацетат свинца, уксусная кислота, азотная кислота, царская водка, соляная кислота, нашатырный спирт)
Ход урока
1. Учитель химии:
Уже несколько лет мы с вами изучаем предмет химию. Химия – это наука о веществах и их превращениях, химические вещества окружают нас повсюду. Оглянитесь: откуда взялась эта сверкающая на солнце хрустальная ваза? Вот стоит на столе красивый флакончик с духами. Мы открываем пробку и чувствуем нежный аромат, что это? Или посмотрите, вот едет по улице красивая серебристая машина, шурша по асфальту своими шинами, из чего они сделаны? Таких чудес можно назвать тысячи, ведь химия – истинная волшебница наших дней, она умеет делать настоящие чудеса, такие, которые вызывают восхищение и рождают прекрасные стихи.
Ученик читает стихотворение Степана Щипачёва «Читая Менделеева» (портрет, музыка)
Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех живых щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.Кипит железо, серебро, сурьма
И тёмно-бурые растворы брома.
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
(слайды о природе, космосе)
Учитель химии: Человек изучает природу химических веществ с первых дней своего появления на планете: век медный, век бронзовый, средние века… Средневековье – эпоха во многом загадочная. Она открывает нам мир ярких одежд и сверкающих лат, спокойных миниатюр и готических соборов, мир словесной культуры, воплощённой в музыку и театр. По праву
неотъемлемой частью этой причудливой эпохи считается прародительница химии – царица Алхимия. (слайды) С детства, знакомясь с художественными произведениями средневековья, мы непременно встречались с фигурой старика-алхимика, уединившегося в лаборатории среди нагромождений колб, реторт, снадобий и порошков.
Учитель литературы: «Представьте себе какой-нибудь германский средневековый город, узенькие улицы, пёстрые готические дома и среди них – ветхий, считаемый необитаемым. Уже давно погасли огни в замке феодала, отслужена вечерняя месса, недремлющий сторож перегородил цепью улицы засыпающего города. И только в келье учёного-алхимика горит свет. Окна её глухо заколочены, по потрескавшимся стенам лепится мох, ползёт сырость. Ничто не говорит о присутствии в ней живущего. Но в гулкую от тишины ночь голубоватый дым, вылетая из трубы, свидетельствует о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но всё ещё неразлучного с надеждой. Его напрасно преследует инквизиция, проникая во все тайны мышления человека: оно вырывается и, объятое страхом, с ещё большим наслаждением предаётся своим занятиям.» Такими видел средневековых алхимиков из своего XIX века русский писатель Николай Васильевич Гоголь, сам известный своими мистическими фантазиями. (музыка, слайды)
Чем же занят старик-алхимик? Быть может, он ищет формулу эликсира бессмертия? Нет, он исполнен желания получить философский камень, который позволяет обращать металлы в золото. Золото – вот его цель!
Выходит ученик в костюме алхимика и делает опыт получения алхимического золота под чтение стихов Николая Огарёва (налить в 2 стакана по 100мл воды, в одном растворить 8г КI, а в другом – 8г ацетата свинца и слить эти растворы, образуется жёлтый осадок, дать отстояться, слить жидкость, к осадку добавить 10мл 4% уксусной кислоты и довести раствор до кипения, добавлять воду, пока осадок не растворится, стакан осветить лампой на фоне чёрного экрана, в нём видны жёлтые кристаллы иодида свинца)
В убогой келье в час ночной
Сидел один монах седой.
Свеча горела перед ним;
Он пальцем тощим и сухим
В фольанте лист уж пожелтелый
Ворочал тихо и несмело.Потом реторту робко взял
И горн с усильем раздувал.
Кипела жидкость; смрад и дым
Носились в воздухе над ним.
Но труд, надеждою богатый,
Был тщетен вновь – не вышло злата.Ещё бледнее стал старик
И головой на грудь поник.
Отверг любовь и наслажденье.
Жить для науки дал обет.
Я сердца сжал в себе движенья,
«Я целый век мой с юных летДа судит Бог! Я не искал,
Когда я злато добывал,
Ни денег, ни людских похвал.
И тайный ход всего творенья.
Я пульса каждое биенье
В природе лишь узнать желал
Доклад ученика о золоте
За всю историю человечества золота добыто около 90 тысяч тонн. Не так уж это и много! Но какими путями и способами добывали этот металл! Ради обладания им велись войны, порабощались государства, сын убивал отца и брат – брата. Гибли целые народы, превращались в пустыни плодородные края, потоками лилась кровь и целыми реками – слёзы. Сколько погибло и сколько ещё погибнет в борьбе за обладание этим металлом. Всем известны куплеты Мефистофеля: «Люди гибнут за металл». Что же это за такой кровожадный металл?
Да это обыкновенное золото. Из 90 тысяч тонн чуть больше половины лежит в бетонированных подземных складах национального банка США, расположенного на острове Нокс. Оно охраняется пулемётами и пушками, автоматической сигнализацией, над фортом Нокс патрулируют самолёты. 90 тысяч тонн – это ничтожно мало.
Золото в природе встречается в основном в виде самородков. Самый большой, весом 285 кг был найден в Австралии в 1872 году. Он был назван «Плита Холпермана». В России самый большой самородок весом 38 кг «Большой треугольник» нашли в 1842 году на Урале.
Золото – металл характерного жёлтого цвета, в чистом виде настолько мягкий, что легко царапается ногтём. Поэтому для производства монет применяются сплавы золота с медью. В зависимости от количества в них золота различают пробы: высшая проба – 96, чистое золото, 92 – ювелирный металл, 88 – 72 – монетный сплав, 56 – 48 – сплав для ювелирных изделий, 36 – сплав для корпусов часов.
Золото – очень пластичный металл. Из кусочка весом 1 грамм можно вытянуть проволоку длиной 800 метров или приготовить очень тонкий золотой лист – в 200 раз тоньше человеческого волоса. По химическим свойствам оно относится к инертным металлам. На золото не действует ни одна кислота. Исключение составляет смесь концентрированных кислот: одного объёма азотной и трёх объёмов соляной, называемая царской водкой.
(демонстрация опыта растворения золота в царской водке)
Золото – один из красивейших металлов. Древние народы сравнивали его с утренней зарёй. В литературе с золотом отождествляют всё прекрасное, ценное, долговечное – золотые руки, золотая осень, золотое сердце.
Золото используется как валюта, денежный эквивалент труда. Высшие награды государств сделаны из золота.
C золотом мы сталкиваемся повсюду: на земле, в воде, в воздухе. Известно, например, что в малых количествах оно содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить три миллиграмма золота. Только одна из наших рек – Амур – ежегодно выносит в Тихий океан до 8,5 тонн золота.
Сколько ещё неоткрытых свойств металла и его соединений ожидает нас в будущем, сколько будет ещё удивительных применений у этого древнего и молодого металла.
Учитель химии: Алхимия зародилась более 4 тысяч дет назад и и до 18 века фактически играла роль современной химии. Ею интересовались не только учёные-естественники, но и многие известные писатели, поэты, философы.
Учитель литературы: Один из них – Георг Вильгельм Фридрих Гегель, известный немецкий философ, живший в 18 – 19 веках. (портрет) Трудно найти философа, более сложного для изучения с позиции естествознания, чем Гегель.
Но он сам не делал различие между философией химии и теорией химии, так как считал, что философское начало в области химии даст больше, чем эксперимент, если философ сумеет увидеть проблему целиком. Сегодня мы это называем единой научной картиной мира. Но ведь химия скучна без экспериментов.
(опыты «Дым без огня», «Химический калейдоскоп»)
Учитель литературы: Другой творческий гений, который не раз использовал в своих литературных произведениях медицину через призму химии не кто иной, как сам знаменитый Уильям Шекспир, живший в 16 веке, автор бессмертного произведения «Ромео и Джульетта». А вы знаете, что скудные сведения о его биографии породили множество легенд и вопросов, перешедших даже в проблему реальности его существования. Кто на самом деле писал эти
гениальные произведения? Действительно Шекспир, простой пайщик театральной группы? Из-за масштабности творческого наследия, огромной осведомлённости во всех областях знания, в том числе и химии, на роль автора претендовали многие: и английский философ Бэкон, и драматург Марло, и даже английская королева Елизавета I. Вспомним произведения Шекспира, там есть и стихии, и атомы, и яды, как например в «Ромео и Джульетте»
Ученица читает отрывок из «Ромео и Джульетты»
Учитель литературы А ещё химией активно занимался пионер русской революционной мысли Александр Николаевич Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Его сын Павел свидетельствовал, что «химия была любимым упражнением отца и в доме его химическая печь всегда была в деле. У него гнали спирт, купоросное масло, всякого рода духи, воду земляничную и черёмушную.» Знания Радищева в химии были не поверхностными. Если бы он не был сослан в Сибирь Екатериной II за своё сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», возможно его имя вошло бы в историю славной русской химической науки.
Учитель химии: А сейчас я хочу спросить вас, знаете ли вы, кто самый знаменитый химик не только в России, но и в мире? Конечно же, это Дмитрий Иванович Менделеев. Но что мы знаем о нём кроме того, что им открыт периодический закон и создана периодическая система химических элементов? А ведь по воспоминаниям современников Менделеев был неординарной личностью, был связан со многими известными людьми того времени. Два имени: Дмитрий Менделеев и Александр Блок, великий учёный-энциклопедист 19 столетия и один из крупнейших поэтов 20 века – оказались тесно связанными в истории России. Им суждено было породниться: дочь Менделеева Любовь вышла замуж за Александра Блока. Как они относились друг к другу? Увы, мы слишком мало знаем об этом. Это были слишком разные люди. И дело здесь на только в возрасте…Они были разными по мироощущению и миропониманию. Но «Прекрасная Дама», как называл в стихах свою жену Блок, была дочерью Менделеева.
(зажигается свеча, музыка)
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.О, я привык к этим ризам
Улыбки, сказки и сны.
Высоко бегут по карнизам
Величавой Вечной Жены!О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Но я верю: Милая – Ты.
Мне ни слышны ни вздохи, ни речи,
Учитель химии: В этих стихах видно всё – как относится поэт к Любови Дмитриевне, кем она является для него. Но ведь и без Менделеева Россия была бы лишена этих прекрасных строк. Сохранились записи Блока о своём тесте: «Студент помешался на Дмитрии Ивановиче. Мне это понятно. Может быть, я сделал бы то же, если бы ещё раньше не помешался на его дочери. Странная судьба.»
Из его письма Любе 15 мая 1903 года: «Твой папа вот какой: он давно всё знает, что бывает на свете. Во всё проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает.» Блоку удалось уловить то самое главное, сокровенное, что составляло глубинную сущность необычайной личности Д.И.Менделеева. И мы с вами уже в 21 веке изучаем и знаем его бессмертные открытия, давайте сейчас вспомним, что мы изучали и это будет лучшей памятью Дмитрию Ивановичу.
Химическая викторина о биографии, ПЗ и ПС Менделеева.
1. Автор периодического закона
а) Ломоносов
б) Менделеев
в) Бутлеров
г) Кюри
2. Д.И Менделеев родился в
а) Тобольске
б) Петербурге
в) Москве
г) Казани
3. Менделеев был в семье
а) 14-ым ребёнком
б) 3-им ребёнком
в) 17-ым ребёнком
г) 10-ым ребёнком
4. Периодический закон открыт в
а) 1905 году
б) 1917 году
в) 1861 году
г) в 1869 году
5. Какой русский поэт женился на дочери Менделеева
а) Блок
б) Пушкин
в) Есенин
г) Маяковский
6. Сколько групп в периодической системе
а) 4
б) 6
в) 8
г) 10
7. Сколько периодов в периодической системе
а) 8
б) 3
в) 6
г) 7
8. Какой элемент предсказал Менделеев
а) цезий
б) германий
в) алюминий
г) менделевий
9. Какой элемент назван в честь России
а) рутений
б) тулий
в) самарий
г) франций
10. Свойства элементов зависят от
а) атомного веса
г) количества протонов
в) заряда ядра атома
б) порядкового номера
Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – в, 7 – г, 8 – б, 9 – а, 10 – в
В заключение этого необычного урока хочу вернуться к тому, с чего он начинался – к вопросу о необходимости химии в наши дни. Обыватели считают само это слово «химия» ругательством.
Но вы сегодня показали, что являетесь уже не новичками в Химической стране и осознаёте ту огромную роль, которую химия играет и, конечно же, будет играть в нашей с вами жизни. А значит, будут и новые стихи, посвящённые ей, и новые песни о Химической стране.
Песня «Химия» (слайды о химии)
Химия всех цариц наука,
Химия всех важней.
Синтез различных компонентов –
Это подвластно ей.
Может помочь в беде больному
И чудо сотворить,
Может согреть зимой холодной –
Нам без неё не жить.Припев: Химия, химия,
Ты для людей важна.
Химия – будущее наше,
Нет жизни без тебя.Ты подчинила все стихии:
Воду, металл, огонь.
Без кислорода нет жизни в мире,
Свет нам даёт неон.
Феррум находится в клетках крови,
Без аш-два-о не жить.
Химию в школе изучают,
Чтоб жизнь ей посвятить.Припев: Химия – это я,
Химия – жизнь моя,
Химия – будущее наше,
Нет жизни без тебя.