Внедрение здоровьесберегающих приемов обучения в начальной школе. Урок русского языка в 3-м классе по теме "Части слова. Основа. Окончание". Образовательная система "Школа 2100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • В ходе исследовательской работы познакомить детей с новыми понятиями «основа», «окончание»
  • Учить находить эти части в словах
  • Формировать исследовательскую деятельность и умение работать в группах.

Ход урока

I. Организационный момент  (дети сидят в группах)

У: - У нас сегодня урок-праздник! К нам пришли гости. Поздоровайтесь.

А гостям принято дарить подарки.

Чаша доброты. (Включен ионизатор воздуха со звуковыми эффектами: стук сердца)

У: Представьте, что у вас в ладонях любимая чашка, наполненная добротой. У каждого доброта разноцветная. Перед вами стоят пустые чашки, перелейте туда своей доброты, поделитесь ею со всеми.

Массаж рекомендованный для урока русского языка:

Помассируйте точку между большим и указательным пальцами, мизинец правой руки, «браслетик», массаж пальцев шариками с шипами.

II. Актуализация знаний

У:- Какую тему мы изучили?

Д:- Приставки.

У:- К нам пришла приставка Зананад проверить ваши знания. (На доске – рисунок приставки Зананад).

На доске вопросы теста: выбирайте под цифрой правильный ответ и записывайте ее в тетрадь.

Приставка это:

  1. часть речи
  2. часть слова

Приставка пишется:

  1. перед корнем
  2. в начале слова

Приставки пишутся:

  1. раздельно
  2. слитно

Приставки нужны:

  1. для разбора слов по составу
  2. для образования новых слов

У:- Прочитайте полученное число – шифр теста. (2122)

У: - А как найти приставку в слове?

Дети:

  1. подобрать к этому слову другие приставки
  2. найти корень, подбирая родственные слова, а то, что будет перед ним, и есть приставка.

У:- Какие еще части слова знаете?

Составление модели слова:

III. Создание проблемной ситуации

У:- Молодцы! Хорошо, справились с заданием и принцесса Зананад приглашает вас в удивительное исследовательское путешествие, а для этого необходимо разобрать слова по составу:

дым

отлет

мореход

роза

(Проверка: дети называют части слов, учитель отмечает на доске.)

У: - Все ли части разобрали?

Д:- Нет, в слове роза есть часть «а».

У:- Значит, у нас с вами возникла проблема!

 Задайте мне вопросы (Их учитель пишет на доске)

Дети:

  • Какая это часть слова?
  • Как она называется?
  • Ее работа (значение)
  • Как найти? Её место в слове?

У:- Вот на уроке мы с вами и будем находить ответы на поставленные вопросы.

Гипотеза: Если мы ответим на эти вопросы и решим данную проблему, то откроем новые знания.

IV.  Исследовательская деятельность

У: Объектом нашего исследования будет являться слово «роза»

 О чем оно вам говорит?

Д:- Цветок

У:- Еще что можно узнать?

Д:- Одна роза.

У:- А если я запишу так: розы, это другое, новое слово или изменение этого же слова?

 О чем сообщает вам новое слово?

Д:- Много цветов.

У:- А как вы об этом узнали?

У:- «а» и «ы» - это части слова или целое слово?

Д:- Части слова

У:- Тогда выходит, что эти части слова выполняют важную работу. Какую?

Д:- Называют количество предметов.

У:- Продолжим наше исследование: что вы еще заметили?

Д:- «роз» - одинаковая часть, а «ы» и «а» меняются.

У:- Где находятся эти части?

Д:- В конце слова.

У:- Как можно эти части назвать?

Д:- Окончание.

У:- Вывод: так что же такое окончание?

Д:- Изменяемая часть слова.

У:- Окончание обозначается так:

(К схеме добавляется кубик – окончание)

У:- Почему на кубике разные грани?

Д:- Окончание – изменяемая часть.

У:- А может быть, мы с вами ничего и не открыли и окончание есть только в слове «роза»?

Проверим, есть ли окончания в других словах. Как будем находить окончания?

Д:- Изменять слово: один – много. (Самостоятельная работа в группах)

На доске слова:

Кольцо

Ручка

Ягода

Окно

Береза (Каждая группа объясняет у доски 1 слово)

У:- Молодцы, справились замечательно.

 Физпауза

Учитель включает шум моря. (Дети показывают те движения, которые описывает и показывает учитель).

У:- Море: на море плещутся волны: маленькие и большие; по волнам плывут дельфины и маленькие дельфинята; их сопровождают медузы.

V. А сейчас самостоятельно отправимся в плавание по морю исследований (работа в группах)

У:- По плану-алгоритму (план на листочках у детей каждой группы) исследуйте 2 предложения:

  1. У Лены есть _____и          и       ______и.
  2. У Лены есть рыбк   и черепах  .

План-алгоритм

  1. Понятно ли вам в 1 предложении, что есть у Лены? (нет)

  2. Почему? (неизвестно какие предметы есть у Лены, разные слова можно подставлять)
  3. А во 2 предложении понятно ли что есть у Лены? (да)

  4. Какая это часть слова? (без окончания)

  5. Какая часть главная, важная, основная? (в1 предложении или во 2 предложении)
  6. Почему? (понятно, какие предметы есть у Лены)

  7. Какая у нее работа? (называть конкретное слово)

Высказывания детей…

У:- Так как же можно назвать часть слова без окончания?

Д:- Основа.

Вывод: Что же такое основа?

Д:- Часть слова без окончания.  (Дополнения к схеме)

У:- Так какие новые знания мы открыли? И какова тема урока? (тему названную детьми учитель записывает на доске)

У:- Прочитайте правило по учебнику.

Вы сами смогли открыть новые знания.

В тех же словах, записанных на доске, найти основу.

Как найти основу в слове?

Д: Изменить слово: поставить его во множественном или в единственном числе, найти окончание, а все остальное и будет основа.

Кольцо

ручка

ягода

окно

береза

VI.  Самостоятельная работа в группах (Найти в словах окончание и основу)

На листочках записаны слова:

Весна, трава

Осинки, ягода

Прическа, бабочка

Бабушки, книжка

Проверка у доски.

VII. Выполнение мини – проектов

У: Чтобы еще лучше запомнить эти части слова, придумайте образ, рисунок, схему, танец… к понятиям «основа», «окончание». Помните: основа – неизменяемая часть слова, окончание – изменяемая.

VIII.  Защита проектов

Детские проекты:

  • Основа – это пенал, а карандаши и ручки в нем – разные окончания.
  • Голова–это основа, а мысли в ней – окончания.
  • Наша планета –основа, а сменяющие друг друга времена года – окончания.
  • Одна и та же девочка – основа, а прически – окончания.
  • В одном городе (основа)  происходит смена дня и ночи (окончания)
  • Основа – веточка, разные листочки – окончания.

IX. Итог урока

У: - Что нового открыли на уроке?

Очень важно научиться находить эти части в словах: это пригодится при разборе слов по составу, при правописании окончаний.

А все ли мы уже знаем об основе и об окончании?

X. Домашнее задание

Исследуйте слова «пальто» и «стол»

На следующем уроке мы продолжим разговор об этих частях слова.

XI.  Словесная оценка учителем работы детей на уроке

XII.  Рефлексия