Цели:
- Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу.
- Воспитывать любовь к природе.
- Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления.
- Учить быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. законами бытия.
- Формировать у детей стремление к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Оборудование:
- таблички с надписями: “Врачебный консилиум”,
“Эксперты”;
- вывеска “Лесная лечебница”
РЕЦЕПТ
- карточки “диагнозы”;
- рисунки “ знаки”;
- ободки с рисунками жителей леса “Береза”,
“Ель”, “Бабочка”, “Ландыш”;
- диск с записью (лесной ручеёк, голоса птиц);
- проектор.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы еще раз убедимся, что между природой и человеком существует тесная связь.
Повторим правила поведения в природе, будем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, а также укреплять своё здоровье.
Девиз нашего урока:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
- Что должен делать человек, чтобы быть
здоровым? (ответы детей)
- Как должен выглядеть здоровый человек? (ответы
детей)
- А сейчас мы с вами поиграем.
Я буду называть слова, если слово характеризует здорового человека, вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами:
красивый, сутулый, сильный, неуклюжий, стройный, ловкий, бледный, румяный, подтянутый, толстый.
- Молодцы! Всё верно, но абсолютно здоровым
человеком мы можем назвать только такого
человека, который здоров не только физически, но
и духовно.
- А что значит духовно здоровый человек? (ответы
детей)
- Это человек, живущий в гармонии (в согласии) с собой, с окружающими, с природой, который с раннего детства научился любить людей, жизнь, научился видеть прекрасное, ценить всё прекрасное и беречь.
2. Оздоровительная минутка “Этюд души”.
- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.
Опустите руки вниз ладонями горизонтально к
полу, и вслух произнесите: “Я приветствую тебя,
Земля!”
Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я
приветствую тебя, Вода!”
Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам,
обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух!”
Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я
приветствую тебя, Солнышко!”
Подходит к концу первый зимний месяц - декабрь. Любое время года дарит нам много удивительных встреч с природой, незабываемую встречу с лесом.
Учитель читает стихотворение (слайды с изображением картин природы)
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода.
Клубиться на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
- Посмотрите, как красив зимний лес! (на проекторе картина с изображением зимнего леса)
Он чарует нас не только своей красотой, но и загадочностью.
- Послушайте, как описывает зимний лес русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Какие он подбирает сказочные слова.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
У каждого леса своя музыка, свои голоса.
3. Физ. минутка.
- Покажите мне свои ладошки. Потрите их сильно и тёплыми ручками закройте глаза, (включается диск с записью – лесной ручеёк, голоса птиц) представьте, что вы в летнем лесу на берегу лесного озера…
- Послушайте Музыку леса.
- А теперь уберите ладошки и медленно откройте
глаза раз, два, три…
На доске вывеска “Лесная лечебница”
РЕЦЕПТ
- Мы очутились с вами в лесу, а точнее в “ Лесной лечебнице” (больница для зверей)
4. Ролевая игра “Лесная лечебница”.
- Сейчас мы разделимся по группам: (4 группы)
1 группа: “ Врачебный консилиум ” (совещание
врачей для установления диагноза заболевания и
определения способа лечения);
2 группа: “Художники”;
3 группа: “Эксперты” (специалисты, дающие
заключение);
4 группа: “Жители леса”;
- Проверим, что должно лежать у вас на столе для работы:
у экспертов – карточки “диагнозы”;
у художников – рисунки “ знаки”;
у экспертов – скотч, для того чтобы наклеить в
РЕЦЕПТ рисунки “знаки” и карточки врачей
“диагнозы”;
- Сейчас начнется прием пациентов.
Каждому из них врачи определят “диагноз” и эти карточки отдадут художникам.
Художники рисуют условную схему по содержанию диагноза и все это отдают экспертам.
Эксперты всё проверяют и вклеивают в “рецепт” (ватман на доске) соответствующие рисунки и диагнозы, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение - это очень серьезное дело.
Приглашаем первую пациентку - ель (выходит “ель” учитель вручает ей карточку с текстом).
“Ель” читает - жалуется:
- Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!
Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей гибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой елочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.
- Мы поможем тебе, ель!
(врачи подбирают карточку “диагноз”
- Не ломайте ветки деревьев!
- На новогодние праздники лучше наряжать
искусственную ёлочку.
художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – ель выздоравливает).
Следующая на прием приглашается - береза.
- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходит в лес люди, и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
- Конечно, мы тебе, береза, поможем!
(врачи подбирают карточку “диагноз”:
- Не делайте надрезов на коре деревьев.
художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – берёза выздоравливает).
Гуляя по лесу, мы видели стройные березки.
- Не напоминают ли они вам красивую осанку?
- Посмотрите, друг на друга, правильно ли вы
держите спины?
5. Оздоровительная минутка.
Упражнение “Деревце” (для осанки)
Стоя за столом.
Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Поднимитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем ( выполняется 15-20 сек) Опустите руки и расслабьтесь.
Появляется “ Бабочка”.
- Пожалуйста, бабочка, проходите!
- Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, во что бы то не стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше латать. А других уносят домой, и делают из них коллекцию...
- Конечно, мы тебе, бабочка, поможем!
(врачи подбирают карточку “диагноз”:
- Нельзя ловить бабочек!
художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – бабочка выздоравливает).
- Последняя пациентка - ландыш, проходите!
- Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь, сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.
- Мы и тебе поможем, ландыш!
(врачи подбирают карточку “диагноз”:
- Нельзя собирать лекарственные растения в тех местах, где их мало. Часть растений обязательно оставим в природе.
художники подбирают рисунок “знак”, а эксперты наклеивают в РЕЦЕПТ – ландыш выздоравливает).
6. Дыхательная гимнастика.
(в лесу подул холодный ветер)
- Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку
(2 раза)
(в лесу подул теплый ветерок)
- Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха-а”, будто согреваем руки. (2 раза)
“Нюхаем цветы” Три коротких вздох через нос, плавный выдох через рот”. (4 раза)
7. Подведение итога урока.
- Всех жителей леса мы вылечили. Спасибо
уважаемым докторам, художникам, экспертам.
- Посмотрите, какой рецепт получился в нашей
лечебнице.
- Ребята, а кто должен охранять природу? На кого
жалуются жители леса?
- Подумайте, кому он больше подходит, людям или
обитателям леса.
- Почему?
- Можно ли вылечить природу, если следовать
данному рецепту? (ответы детей)
- Будет здорова природа, будем здоровы и мы. Человек - частица природы и общаясь с природой, человек получает от неё силу, бодрость, здоровье. Мы много раз повторяли за урок слова: человек, лес, животные леса, деревья, цветы, природа…
- Скажите, что же, такое “природа”? (ответы
детей)
- Послушайте, как о русской природе говорят поэты (подготовленный
ученик читает стихотворение)
Природа – это дом, в котором мы живём,
И в нём шумят леса, текут и плещут реки,
Под сводом голубым, под светом золотым,
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
Всем присутствующим вручаются “Правила друзей природы”
“Правила друзей природы”
- Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.
Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения будем только
в тех местах, где их много. Часть растений
обязательно оставим в природе.
- В лесу будем стараться ходить по тропинкам,
чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Будем подкармливать птиц зимой, а весной с
помощью старших будем делать для них домики.
- Не будем ловить и уносить домой здоровых
птенцов и детёнышей зверей.
В природе о них позаботятся взрослые животные.