Цели урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;
- сформировать знания о событиях, повлекших за собой смену власти.
Развивающая:
- развить навыки и умения анализировать исторические источники и проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
- развить навыки самостоятельной работы в группах.
Воспитательная:
- развить коммуникативные способности учащихся при общении в группах;
- воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины.
Ход урока
- Организационный момент.
Рассаживание учащихся по группам.
- Изучение нового материала по следующему плану:
- Оценка Февральской революции 1917 г. в советской и современной историографии.
- Обстановка, сложившаяся в России к началу 1917 года.
- Оценка ситуации современниками событий февраля 1917 г.
- Причины, задачи, характер и движущие силы революции.
- Хроника и политические итоги Февральской революции 1917 г.
- Рефлексия. Основная проблема урока “Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Тема сегодняшнего урока “Февральская революция”. Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция. На уроке вы должны выяснить поставленную проблему на основе работы с учебником и документами. Идя к основной цели, параллельно решаем и другие задачи темы по плану. Консультанты оценивают работу группы. В начале 1917 года в России сложилась обстановка, которую историки называют революционной ситуацией. Ваша задача: используя данную мной характеристику и приложение 2, ответить на вопрос “Перечислить признаки революционной ситуации в правильной последовательности” Февральская революция в разные временные периоды оценивалась по-разному. Выслушав историографическую справку, вы должны ответить на вопрос “Что изменилось в оценке Февральской революции в наше время?” |
|
Итак, в России сложилась революционная ситуация, которая разбила страну на несколько непримиримых групп. Чтобы понять смысл происходивших событий в то время, необходимо узнать, что думали современники. Выясните это, ознакомившись с документами под №№ 4-9, 19-20 на стр. 105-112, 124-126 в хрестоматии “История России XX века”. |
Учащимся дается задание сделать вывод о том, как представители различных политических течений предлагали пути решения этих проблем (работа с документами в течение 15 минут) |
Пришло время выяснить причины, задачи, характер и движущие силы революции. На экране проецируется главные и второстепенные причины революции. Ваша задача выписать главные, приведшие к революции, обосновать свой выбор, не забывая учитывать нерешенные задачи революции 1905-1907 гг.
- Причины названы, сформулируйте задачи
революции. Да, революция носила буржуазно-демократический характер, так как решала задачи буржуазной революции, а ее движущими силами были рабочий класс, крестьянство, буржуазия и армия. |
Учащиеся выписывают главные причины, к
доске выходит представитель одной из групп,
показывает и обосновывает свой выбор.
Выясняется, какая группа при выполнении задания
испытала затруднения. Каждая группа называет по задаче:
|
Настало время познакомиться с основными событиями революции. Читайте учебник и Приложение 3, по ходу заполняйте графу “Дата. Используя данное же Приложение, сделайте вывод о политических итогах Февральской революции. |
Учащиеся работают с учебником (стр.71-73), Приложением 3 и выполняют задание к
таблице. Политические итоги Февраля (ответ учащегося):
|
Настало время ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Все ваши версии верны. Подведем итоги. Всем спасибо за работу. И чтобы ярче почувствовать этот момент, урок можно закончить словами И.В.Бердяева: “Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”. |
Работа в группах и ответы учащихся
(возможные):
Консультанты оценивают работу группы Учащиеся записывают домашнее задание. |