Февральская революция 1917г. (11-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;
  • сформировать знания о событиях, повлекших за собой смену власти.

Развивающая:

  • развить навыки и умения анализировать исторические источники и проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
  • развить навыки самостоятельной работы в группах.

Воспитательная:

  • развить коммуникативные способности учащихся при общении в группах;
  • воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Рассаживание учащихся по группам.

  1. Изучение нового материала по следующему плану:
  1. Оценка Февральской революции 1917 г. в советской и современной историографии.
  2. Обстановка, сложившаяся в России к началу 1917 года.
  3. Оценка ситуации современниками событий февраля 1917 г.
  4. Причины, задачи, характер и движущие силы революции.
  5. Хроника и политические итоги Февральской революции 1917 г.
  1. Рефлексия. Основная проблема урока “Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

Приложение 1

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока “Февральская революция”. Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

На уроке вы должны выяснить поставленную проблему на основе работы с учебником и документами.

Идя к основной цели, параллельно решаем и другие задачи темы по плану. Консультанты оценивают работу группы.

В начале 1917 года в России сложилась обстановка, которую историки называют революционной ситуацией. Ваша задача: используя данную мной характеристику и приложение 2, ответить на вопрос “Перечислить признаки революционной ситуации в правильной последовательности”

Февральская революция в разные временные периоды оценивалась по-разному. Выслушав историографическую справку, вы должны ответить на вопрос “Что изменилось в оценке Февральской революции в наше время?”

  • Открывают тетради и записывают тему и план урока.
  • Внимание учащихся обращается на доску, где написана основная проблема урока.
  • Учащиеся слушают учителя, работают с Приложением 2 и отвечают на вопрос.
  • Опережающее задание на тему: “Февральская революция в советской и современной историографии”. Учащиеся заслушивают сообщение и решают поставленную проблему.
  1. Оценка ситуации современниками событий февраля 1917 г.

Итак, в России сложилась революционная ситуация, которая разбила страну на несколько непримиримых групп. Чтобы понять смысл происходивших событий в то время, необходимо узнать, что думали современники. Выясните это, ознакомившись с документами под №№ 4-9, 19-20 на стр. 105-112, 124-126 в хрестоматии “История России XX века”.

Учащимся дается задание сделать вывод о том, как представители различных политических течений предлагали пути решения этих проблем (работа с документами в течение 15 минут)
  1. Причины, задачи, характер и движущие силы революции.

Пришло время выяснить причины, задачи, характер и движущие силы революции. На экране проецируется главные и второстепенные причины революции. Ваша задача выписать главные, приведшие к революции, обосновать свой выбор, не забывая учитывать нерешенные задачи революции 1905-1907 гг.

  • Слабость самодержавной власти;
  • продовольственные трудности;
  • продолжение войны;
  • бездействие правительства;
  • революционные настроения в армии;
  • усиление национальных противоречий на окраинах России;нерешенный вопрос о земле;
  • тяжелое положение рабочих;
  • неудачи в Первой мировой войне.

- Причины названы, сформулируйте задачи революции.
- Задачи революции определены, назовите ее характер.

Да, революция носила буржуазно-демократический характер, так как решала задачи буржуазной революции, а ее движущими силами были рабочий класс, крестьянство, буржуазия и армия.

Учащиеся выписывают главные причины, к доске выходит представитель одной из групп, показывает и обосновывает свой выбор. Выясняется, какая группа при выполнении задания испытала затруднения.

Каждая группа называет по задаче:

  • свержение самодержавия и установление республики,
  • решение земельного вопроса,
  • улучшение положения рабочих,
  • решение национального вопроса,
  • прекращение войны и заключение мира. После минутного обсуждения представитель одной из групп выступает с ответом.
  1. Хроника и политические итоги Февральской революции 1917 г.

Настало время познакомиться с основными событиями революции. Читайте учебник и Приложение 3, по ходу заполняйте графу “Дата.

Используя данное же Приложение, сделайте вывод о политических итогах Февральской революции.

Учащиеся работают с учебником (стр.71-73), Приложением 3 и выполняют задание к таблице.

Политические итоги Февраля (ответ учащегося):

  • отречение царя и ликвидация монархии;
  • завоевание политической свободы и перспектива демократического развития России;
  • специфическое решение вопроса
  • о власти – возникновение двоевластия.
  1. Рефлексия.

Настало время ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Все ваши версии верны. Подведем итоги.

Всем спасибо за работу. И чтобы ярче почувствовать этот момент, урок можно закончить словами И.В.Бердяева: “Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Работа в группах и ответы учащихся (возможные):
  • произошел разрыв между монархией и народом (9 января 1905 г. “Кровавое воскресенье”);
  • общественные организации и политические партии были заняты выяснением отношений друг с другом;
  • любые попытки демократизировать общество всегда наталкивались на сопротивление консервативных сил;
  • Россия, наверное, задержалась с отменой крепостного права, а потом с отменой помещичьего землевладения.

Консультанты оценивают работу группы

Учащиеся записывают домашнее задание.