Цели:
- познакомить учащихся с историей Соликамска в
20-30-е г.г.ХХв;
- формировать навыки работы с различными видами
литературы (учебник периодическая печать,
воспоминания);
- воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Оборудование:
- учебник “Страницы истории земли Пермской”
под редакцией Белавина А.М., Пермь 1995г.
- учебник “Прикамье век XX”, Пермь, 1999;
- подборка периодических материалов из газет
“Соликамский рабочий”, “Наш Соликамск”, “За
калий”.
Основные понятия:
- индустриализация;
- коллективизация;
- культурная революция;
- репрессии.
Проблемное задание:
Период конца 20-30 годов XX века для Прикамья стал...?
Ход урока
Введение. Постановка цели урока.(10 минут)
(Слайды, фотографии, предприятий, построенных в годы индустриализации)
Индустриализация Прикамья началась с разработки Верхнекамского месторождения калийных солей. В 1927 году началось строительство Соликамского калийного комбината (СКК). В 1929 году - началась разработка нефти в Верхнечусовских городках. В апреле 1930 года началось строительство Вишерского целлюлозно-бумажного комбината, строительство было завершено за 18 месяцев. В 1936 году был введен в действие гигант бумажной промышленности Камский целлюлозно-бумажный комбинат.
В 1931 году началась электрификация Пермской железной дороги - была решена проблема вывозки угля из Кизеловского угольного бассейна, Соликамского и Березниковского промышленных районов.
(Слайд итоги коллективизации в Пермском крае)
Прикамье не являлось основной сельскохозяйственной зоной, однако коллективизация затронула и нас. Первым колхозом- гигантом стал колхоз “Революции”, объединивший около 6 тыс. дворов. Случались своеобразные рекорды - руководители Кудымкарсокого района провели коллективизацию за 24 часа Были организованы МТС (Большесосновская, Суксунская).
(Слайд точки на карте ГУЛАГА).
Наш край стал центром приема жертв массовых репрессий. В Пермской области в разные годы существовала целая сеть лагерных управлений (Вишерлаг, Кизеллаг, Соликамлаг, Ныроблаг и др. Их контингент широко использовался на строительстве объектов индустриализации. О масштабах репрессий в нашем крае можно судить лишь приблизительно.
(Слайд итоги культурной революции)
В 1926 году более 46% населения нашего края не умели читать и писать, следствием этого явилась ликвидация неграмотности. В 1939 году число неграмотных сократилось до 20%. В 1930 31г.г. были созданы Педагогический, медицинский, сельскохозяйственный институты в Перми, химико-технологический институт в Березниках. В 30-е гг. возникают профессиональные театры в городах Березники, Лысьва, Кизел.
II. Работа в группах.(15 минут)
Проведение экспертиз имеющихся источников.
1 группа - индустриализация
2 группа - коллективизация
3 группа - массовые репрессии;
4 группа - культурная революция.
Задание классу: В течение 20 минут учащиеся в экспертных группах изучают, предложенную проблему используя данные представленные учителем, учебники, а так же материалы периодической печати различных лет. Готовят выступление, заполняя таблицу. В таблице отражают различные аспекты исторических событий изучаемого периода.
Положительное | Отрицательное | Интересно |
III. Закрепление.
Выступление групп по проблемному заданию урока. Вопросы и уточнение.
Формулирование ответа на проблемный вопрос урока.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.