Проблемы экологического воспитания школьников на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Экологическое воспитание является составной частью современного воспитания подрастающего поколения. Его можно осуществлять на основе межпредметного подхода, т. е. усилиями всего коллектива педагогов школы. Учителя иностранных языков также могут принять участие в решении важной задачи по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Тема экологического воспитания включена в программы обучения иностранным языкам многими авторами учебных комплексов. Мне бы хотелось привести примеры описания этой проблемы и приемы работы с ней в учебном комплексе В. П. Кузовлева.

В настоящее время, когда основное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении учащихся и коммуникативной направленности, возникает необходимость в речевом общении по теме на всех этапах обучения. Мы живем во времена глобальных политических и экологических событий, которые взаимосвязаны и актуальны в наше время.

Возможность включения элементов экологического образования и воспитания в учебный процесс по английскому языку появляется у педагога уже на начальном этапе обучения. Так, ознакомив школьников со структурами “This is a pen” и “The boxes are red”, я показываю картинку с изображением Красной книги, знакомой учащимся из уроков природоведения, называю ее по-английски “This is the Red Book” и рассказываю о страницах книги путем использования следующей лексики: book, page, green, yellow, white, red, grey в знакомую уже структуру:

“The pages of the book are red…(white)”. Далее при знакомстве учащихся с глаголами to have ( to have got ) можно предложить им употребить в речи эту же лексику в структуре: “ The book has white\ red\ yellow\ pages”.

При ознакомлении со словами “ to like” и “spring” я разучиваю с детьми стихотворение, в котором звучит своеобразный гимн природе:

I like the sun,
I like the spring,
I like the birds,
They twitter and sing.

Особую роль в усвоении лексики по экологическому воспитанию учащихся на начальном этапе обучения занимают игры, песенки, рифмовки. Зная такие слова, как flower, tree, apple, grapes, orange, park, garden, apple-tree дети с помощью картинок работают над структурами: I like an orange…I have got an apple…The garden is big…The apple-tree is nice…Дети быстро запоминают цвета при разучивании рифмовки

Spring is green,
Summer is bright,
Autumn is yellow,
Winter is white.

Эти знания дают возможность учащимся высказывать своё отношение к природе в элементарной форме на начальном этапе обучения.

В 5 классе я обращаю внимание учащихся с помощью автора учебного комплекса В. П. Кузовлева на их обязанности перед природой в целом. После введения слова “duty” можно обсудить обязанности учащихся по охране природы: “What are your duties towards nature?” в режиме: учитель-ученик1, ученик 2, а затем в режиме: ученик1-, ученик2,- ученик3-…

My duties towards nature are\ to water flowers (trees, bushes)

\ to take care of forests (trees, parks, rivers, fields, animals, birds).

В 6 классе при работе над темой “Whatever the Weather” во 2 четверти учащиеся пополняют свой лексический запас следующими словами : awful, dreadful, warm, foggy, sunshine, marvelous, terrible, windy, wet, above (below) zero.

В речи учащиеся употребляют структуры безличных предложений: It often rains in autumn; используют оборот: there is, there are (There is rain today); употребляют предложения реального условия( If there is fog tomorrow I will stay at home); составляют прогноз погоды в своей области; выражают свое отношение к перемене погоды. При работе над текстом “The Weather They Have In the USA” учащиеся получают информацию о способах составления карт погоды .С большим интересом учащиеся готовят проектную работу на тему: “A Season Tourist Guide”, которая помогает им пополнить и углубить свои знания по данной проблеме.

Наиболее полно и глубоко раскрывается проблема экологического воспитания учащихся у авторов учебного комплекса В. П. Кузовлева в 7 классе в теме: “ How Do You Treat the Earth” во 2 четверти. Автор предлагает учащимся разнообразные формы работы. Например: определение обозначений и надписей “Keep your country tidy!Береги природу!” Автор знакомит учащихся с новыми лексическими единицами: respect nature, reduce pollution, destroy wildlife, damage nature, pollute nature, disturb wild animals, throw away litter, spoil the environment….Учащиеся знакомятся с выражением “the three R`s”, которое обозначает reduce, reuse, recycle; обсуждают понимание этих слов по отношению к своей семье. В книге для чтения автор предлагает интересный и познавательный текст о глобальных проблемах экологии родного края, делится впечатлениями о любви к природе, к животным. Учащиеся готовят сообщения о проблемах экологии родного края, прослушивают тексты по аудированию о национальных парках США и Британии. В заключении работы по теме учащимся предлагается подготовить в группах проекты на темы: “Eco Problems in My Home Town”, “ One Person’s Trash Is Another Person’s Treasure’”, “Environmental Program at My School”.

В 8 классе мы работаем над этой проблемой при беседе по теме: “Русская зима” (3 четверть), “Олимпийские игры” (4 четверть). Например, я спрашиваю учащихся: ”Do you know animals that are emblems of…”.

the 22nd Olympic Games of 1980?
the Winter Olympic Games of 1984?
the World Wildlife Fund (WWF)?

(Answers: bear, wolf, panda).

В 9 классе учащиеся ведут беседу об экологически чистой еде при работе над темой: “Health Problems”, они рисуют графики и составляют свои высказывания по схемам, которые предлагают авторы учебного комплекса в учебнике, книге для чтения, рабочей тетради. Все эти знания способствуют обогащению лексического запаса учащихся, они могут сделать выводы как о глобальных проблемах экологии, так и о том, как следует правильно питаться школьнику и что такое здоровый образ жизни.

В 10 и 11 классах учащиеся углубляют свои знания по экологическому воспитанию, на уроках затрагиваются вопросы, с которыми так или иначе сталкивается каждый подросток: курение, алкоголизм, наркомания. Учащиеся учатся выражать своё отношение к этим проблемам. Только обсуждая эти проблемы среди своих сверстников, под ненавязчивым руководством учителя, подростки смогут найти свой правильный жизненный путь.

Практически при работе над любой программной темой можно провести беседу об охране окружающей среды, экологическом воспитании. Например, используя в учебном процессе тексты для аудирования и затем обсуждая их.

“The people of Russia are proud of their capital and take care of it. Every spring up to 200.000 trees and bushes are planted. There are many parks and gardens in Moscow. A lot of flowers are planted in the streets of Moscow. There are a lot of cars, buses in the streets of our capital. Muscovites have known what smog is, especially when it is very hot in summer. The city air is not clean sometimes. The forests around Moscow are taken care of and are flourishing”.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

  1. What are the people of Russia proud of?
  2. How many trees and bushes are planted every spring in Moscow?
  3. There are many parks and gardens, aren’t there?
  4. What do you know about transport in Moscow?
  5. What have Muscovites known when it is very hot in summer?
  6. Is the city air clean?
  7. What do you know about the forests around Moscow?

Большое оживление в урок вносят загадки о природе, животном мире.

Привожу примеры загадок:

A large brown animal that lives in the forest and likes honey. (Bear).
We like this bird and call it the bird of peace. (Dove ).
This animal lives with us and likes to catch mice. (Cat).
This wild animal is like a dog. (Wolf).

Таковы некоторые приёмы работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка со 2 по 11 классы на примере описания этой проблемы в учебном комплексе В. П. Кузовлева.