Соотношение между сторонами и углами треугольников

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные: закрепление полученных знаний по теме, отработать умение применить решение задач теоремы синусов и косинусов, формулу площади треугольника, формул тригонометрии.

Развивающие: развитие логического мышления, умение выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, умение делать выводы, самостоятельно принимать решения, осуществлять самоконтроль, самопроверку.

Воспитательные: развитее внимания, умение оценить отвечающего, аккуратность при выполнении чертежей.

Ход урока Обоснования деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
I. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Формулировка темы и задач урока: Сообщение темы урока: соотношения между сторонами и углами треугольника. Вопрос учителя “Что сегодня необходимо вспомнить для решения задач по теме урока?”

III. Обобщение и систематизация знаний (основная часть).

1 .Фронтальная работа с классом. 3 задания устные, записанные на доске.

а) Составить алгоритмы решения задач.
б) Что можно найти по данным чертежам.

2. Проверка домашнего задания. Каждая группа предлагает решение своё решение одной и той же задачи. Лидеры групп выходят к доске и объявляют решение, подготовленное на компьютер. Весь класс внимательно слушает и готовит вопросы по решению.

3. Другие учащиеся задают вопросы по решению задачи.

4. С л ово учителя. “Мы рассмотрели только 3 способа решения данной задачи. Вам необходимо найти хотя бы ещё один способ решения, т.к. задача имеет всего 6 решений.

IV. Cамостоятельная работа с тестом.

Учащиеся работают по 2 варианта. После выполнения работы происходит самопроверка. Ответы на экране, (см. прил)

V. Самостоятельна работа по выбору (выбрать задание соответствующе их возможностям в данный момент).

Тетради сдаются и походит проверка самостоятельной работы. Готовые решения на экране.

Сообщение и комментирование домашнего задания. Домашнее задание дифференцированное.

а) уровень на "3"
б) уровень на "4"
в) уровень на "5"

Рефлексия.

Подготовка учащихся к работе.

 


Активизация опорных знаний учащихся. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися задачи урока.

Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.


Корректировка полученных знаний и умений: теорема синусов, косинусов, площади треугольника, теорема о сумме углов треугольника.

 

 

 

Активизировать работу зрительной памяти. Активизация учебно-позновательной деятельности. Выявить качества и уровень овладения учащихся знаниями и способами действий, формирование у учащихся положительного отношения к учению.

Учитель предполагает знания учащимися теорему синусов, косинусов, теорему о площади треугольников и четырехугольников, тригонометрических формул. Активизирует познавательную деятельность учащихся.

Активизирует весь класс, повторить алгоритм решения задач.

 


Оценить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить и устранить пробелы.

Сравнить свои только что решенные задачи с образцом, увидеть правильность своего решения или ошибки. Выполнение домашнего задания -этап творческого применения усвоения знаний и способов действий для решения новых задач

Готовность и быстрое включение учащихся класса в деловой ритм урока.

 

Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока.

Учащиеся формируют цели урока.

Анализируют, вспоминают формулировки теорем, вычисляют.

 

 

 

 

Ученики демонстрируют знания теорем синуса, косинуса, формулы площади треугольника и четырехугольника, знания тригонометрических формул, умения задавать вопрос.

 

Записывают домашнее задание.

Учащиеся самостоятельно работают, показывая умение применять теоремы синусов, косинусов.


Учащиеся работают самостоятельно.

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся впечатлениями от урока, устно оценивая собственную деятельность, отвечая на вопросы:

1. Что вызвало у меня наибольшие трудности?
2. Было мне интересно?

Итог урока.

Теорема синусов

Теорема косинусов

a2=b2+c2-2·b·c·cosA

Формулы приведения

1 вариант 2 вариант

Задача №1

Дано: МNК

МК = 6
N= 60°
К = 45°

Найти: S МNК

Решение:

М= 180°- 60°- 45°

По теореме синусов:

=

NK =
S=
S=
S

Ответ: S15

Задача №1

1)Дано: АВС

АВ=7
ВС=8
АВС= 120°

Найти: АС

Решение:

По теореме косинусов:

АС2 = АВ2 + ВС2 + 2·АВ · ВС · соs120°
АС2 = 49 + 64-2·7·8·соs120°
АС2 =169
АС =13

Ответ: АС = 13

Дано:

АВС, С=90°,
ABDE – квадрат,
ВС=а, АС=b,

Найти: CQ-?

Задача №2

Дано: АВС

В=120°
АС=26
=

Найти: АВ, ВС

Решение:

1) АВ=7х, ВС=8х

2) По теореме косинусов:

АС2=АВ2 +ВС2-2·АВ·ВС·соsВ
676=49х2 + 64х2 -2·7х·8х·соs120°
х2=4
х=2
АВ=14,ВС=16.

Ответ: АВ=14, ВС=16.

Задача №2

Дано: МNК

M=A, N=B
MN=a

Найти: МN, NК, МК

S МNК

Решение:

1)К=180°-(A+B)

2) По теореме синусов

,
NK=

3)
MK=

4) S=MN·MK·sinM

S= ·sinA =

 

Задача №3

Дано: АВСВ – параллелограмм

АВ=а, АВ=b, A=

Найти: ВD, АС.

Решение:

1)АВD: по теореме косинусов

ВD2= АВ2 + АD2 -2АВ·АD·cosA=а2 + b2 -2аb соs
BD=

2)АВС,ABC=180°-

соs(180°-) = - соs.

3) По теореме косинусов:

АС2=АВ2+ВС2-2АВ·ВС·соsАВC=a2+b2+2a·b·cos.
AC=

Задача №3

Дано: АВС

S=3
AB=4
АС=3

3 – острый.

Найти: радиус описанной окружности.

Решение:

1) S=·AB·AC·sinA=·3·4·sinA

3=6sinA
sinA=, A=30°.

2) По теореме косинусов

CB2=AC2+AB2-2·AC·AB·cosA=9+48-2·3·4·cos30°=21, CB=

3) По теореме синусов

2R
21:=2=2R, R=
Ответ: R=