Занятие-праздник "Загадки Волшебницы-Зимы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. способствовать формированию у ребёнка эмоционально-чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области экологии;
  2. активизировать представление детей о лесе, как природном сообществе.

Задачи:

Формирование

  • интереса к природе и расширение знаний о разнообразии растительного и животного мира Свердловской области;
  • навыка экологически грамотного поведения в природе;
  • мотивационной сферы экологической деятельности.

Развитие

  • словесно-логического мышления, памяти;
  • словарного запаса школьников,
  • монологической речи.

Воспитание

  • эмоционально-положительного, бережного отношения к окружающему миру;
  • стремления к сопереживанию, бережному отношению к природе;
  • дружественных отношений друг к другу.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр.

Дидактический материал: предметные картинки (3 ёлочки, морковки, фонарики, берёзка), пакетики с семенами, фонограммы детских песен, иллюстрации птиц.

Сценарий

Ведущий:

Сегодня мы с вами собрались…(стук в дверь)

Простите, наверное, кто-то опоздал. (входит Печкин с письмом в руках)

Печкин: Я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только я не знаю, отдавать ли его вам.

На нём не написан обратный адрес. А написано стихотворение. Послушайте.

Кто поляны белит белым,
А на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Видите ничего не понятно!

Дети: Это же Зима!

Печкин: А я что говорю? Так и есть – Зима!

Ведущий: Ну что, Печкин, отдашь ты нам письмо?

Печкин: Отдам, но с одним условием. Можно и я послушаю, что Зима вам написала? Много лет работаю, а от Зимы писем видеть не приходилось.

Ведущий: Надо спросить у ребят. Ребята, вы не против?

Дети: Пусть послушает:

(Ведущий читает письмо)

Дорогие ребята!

Я приглашаю вас в путешествие по моим заснеженным полянкам и прошу помочь лесным жителям. Отгадайте мои загадки и нарядите для них ёлочки новогодними подарками. Дорогу вам покажут мои сыновья, если отгадаете их имена.

Старший сын год кончает, зиму начинает. (Декабрь)

Средний сын – году начало – зиме середина. (Январь)

Вьюги да метели с его приходом налетели. (Февраль)

Волшебница-Зима.

Печкин: (заглядывая в письмо, читает вслух)

Старший сын год кончает,

Зиму начинает. Интересно кто это?

Дети: Декабрь.

(выходит ученик и читает стихотворение о декабре)

Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы
И зима настала.

Печкин: (читает письмо)

Средний сын – году начало – зиме середина…?

Дети: Это середина зимы – январь.

Печкин: Вьюги да метели с его приходом налетели…?

Дети: Последний месяц зимы – февраль.

Печкин: Молодцы ребята! Не зря в школу ходите! (садится)

Ведущий: Начинаем праздник “Загадки волшебницы зимы”. (дети сидят полукругом).

А сейчас в путь! Месяцы показывают нам путь, загадывая загадки, а мы с радостью говорим Зиме: “Здравствуй!” нашей песней.

(песня “Здравствуй, зимушка-зима!”)

Ведущий: Вот и первая остановка. Полянка.(Звериная)

Физминутка

Есть в лесу три полочки
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.

Ведущий: Нас встречает Ёлочка. Она готова к тому, чтобы её нарядили к празднику. А для кого? Отгадайте загадки. Отвечайте хором.

Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно, это…

Белка

Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек
Это наш приятель…

Ёжик

Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это…

Зайка

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
Знайте это…

Лось

Ведущий: Мы на остановке “Звериная”.

– Кому бы мы могли помочь? (Дети - Зайцу, лосям)
– Почему? (Дети - Ёж спит, белка запасы сделала)
– Да, лесники помогают в суровые зимы зайцам – оставляют в лесу морковь, лосям – сено и соль.
– Эту ёлочку украсим морковками наших знаний.

Вопрос 1.

– Какое слово лишнее? Волк, заяц, лиса, рысь, белка.
– Почему? (Дети - Запасает корм)

Вопрос 2.

– Какого жителя тайги называют земляной белкой? (Дети - Бурундук)

Бурундук – это маленькая земляная белка. Живёт в тайге, запасает орешки про запас на зиму, набивает орешками щёки и носит в нору.

– Послушайте стихотворение о бурундуке. (Читает ученик)

Бурундук – смешные щёчки,
На спине полосок пять.
А за щёчками – мешочки,
Чтобы семечки таскать.

Вопрос 3. – Каких зверей так называют?

Косолапый…(медведь)
Серый…(волк)
Сохатый…(лось)
Косой…(заяц)
Рыжая плутовка…(лиса)

Вопрос 4. – Какая основная добыча лис? (Высказывания детей)

Неправильно в сказках говорится, что лиса любит курочек. Очень редко, от великого голода заберётся она в курятник.

– Кто знает, как лиса может справиться с ежом? (Высказывания детей)

Осторожно катит к воде, тот в воде поплывёт, лиса схватит его за брюхо и съест, только колючая шкурка останется.

– Кто вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
– Есть ли польза от волков?

Волки – санитары леса. Они хищники, но и полезны бывают: справляются в основном со слабыми и больными животными. Люди им не помогают.

А мы поможем. Игра “Попади в прорубь”.

(Карандаш на нитке прикрепляют на спину, обвязывая вокруг туловища, дети пытаются карандашом попасть в предмет имитирующий прорубь).

Ведущий: И так, снова в путь! Полянка. (Птичья)

Физминутка (текст физминутки повторяется с целью выделения разных ярусов леса).

Есть в лесу три полочки
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.

Ведущий: Нас встречает ёлочка повыше – ёлка. Что же слышно в её ветвях? (звук -Птичьи голоса)

Мы на остановке “Птичья”.

Здесь и гам, и птичье пенье
Здесь есть даже угощенье
Крошки хлеба и пшено,
Отгадайте, что это?

(Кормушка)

– И мы подошли не с пустыми руками. Вот наша кормушка. Порадуем птичек их любимым кормом.
– Посмотрите, назовите тех птиц, которые не зимуют с нами.

(Журавль, скворец, дятел, клёст, ворона, сорока, воробей, синица).

– Разнообразный в кормушке корм, настоящий праздник для наших пернатых друзей, но давайте уточним

  • Что особенно любят клевать воробьи и овсянки? (Овёс, пшено, хлебные крошки)
  • Что предпочитают синицы? (Сало)
  • Какая птица любит ягоды рябины? (Свиристель)
  • Чем мы можем накормить снегиря? (Семечки, семена сорн. трав, тыквы, арбуза, плоды деревьев и кустарников)

Игра “Накорми птиц”

(Кто быстрее разберёт корм для птиц: семя подсолнуха и арбуза).

Ведущий: Любит синица сало, мясо. Но как правильно поступить?

Я повесила на ёлку несолёное сало. Надо проверить – правильно ли?

У школы мы можем повесить на ветку берёзки или в кормушку положить.

– Кто может выйти и правильно повесить кусочек сала?
– Почему на тонкую веточку? (Чтобы ворона не утащила)
– К нам на кормушку может прилететь и другая птица – дятел. Кто знает чем питается дятел? (Высказывания детей)

Дятел – лесной доктор. Питается семенами ели и сосны и может прилететь и из кормушки склевать и хлеб, и сало, и мясо – корм воробьёв и синиц.

– Но почему синицы так дружно летают за дятлом?

У дятла есть место, где он расщёлкивает шишки, но не до конца, поэтому хватает и синицам.

Игра “Шишки”.

(Дети с завязанными глазами собирают в мешок шишки на скорость).

Ведущий: Есть птица, которой сама природа в зимнее время помогает. Узнайте её.

Рассказ подготовленного ученика:

Я считаюсь святой птицей. Если присмотреться, клюв у меня похож на крестик. Обитаю в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм – это семена хвойных растений, а созревают они зимой. В феврале у меня появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замёрзли.

Ведущий: Есть птица, которая зимует у нас. Считается символом мудрости. О ней люди не заботятся, скорее, бессознательно, она о них.

Рассказ подготовленного ученика:

Я – ночная хищница. У меня красивое оперение и большие немигающие глаза. Я уничтожаю мышей. Издавна на Руси сова считалась символом мудрости.

За ночь могу уничтожить 7-8 мышей. За год одна семья уничтожит 10 тысяч мышей и таким образом спасёт 20 тонн зерна.

Ведущий: Давайте поиграем. Найдите и сопоставьте ноги птиц.

(Журавль, сова, дятел, ворона).

Ведущий: Сегодня мы много говорим о птицах. А сейчас проведём блиц-турнир

“Самый лучший знаток птиц”.

(Выходят два желающих ученика)

  • Что птицам страшнее голод или холод? (Голод)
  • Какая самая весёлая зимняя птичка? (Синица)
  • Какая певчая птица – хищник? (Сорокопут)
  • У какой птицы поют самцы и самки? (У снегиря)
  • У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – приблизительно 15см)
  • Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
  • У каких птиц самцы красные, а самки – зелёные? (У клестов)
  • Перья у этой птицы чёрные, брови – красные. (Тетерев)
  • Эти птицы зимой спят, зарывшись в снег. (Глухарь, рябчик, тетерев)
  • Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечётка, свиристель, снегирь)

(В случае затруднения, выслушивается мнение других ребят и предлагается правильный ответ воспитателем)

Ведущий: Снова в путь! Полянка. А на ней…

Есть в лесу три полочки
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.

Физминутка.

Ведущий: На этой остановке нас встречает праздничная красавица Ель. Вся в шарах, игрушках. Это вы, ребята, украсили её своими знаниями, вниманием, добротой.

Скоро Новый Год, будем петь и веселиться. И сейчас мы тоже можем встать в хоровод и исполнить весёлую песню, да и Печкина приглашаем в наш хоровод.

(Дети исполняют хороводную песню. Движения под музыку “Ах вы, сени”)

Кругом, кругом, друг за другом,
Поровней держите круг.
Словно зайки на лужайке,
Мы попрыгаем вокруг.

(Дети прыгают как зайчики)

Кругом, кругом, друг за другом,
Поровней держите круг.
Как лисички, как сестрички,
Мы побегаем вокруг.

(Дети бегают как лисички).

Кругом, кругом, друг за другом,
Поровней держите круг.
Словно птички-невелички,
Полетаем мы вокруг.

(Летают как птички).

Кругом, кругом, друг за другом,
Поровней держите круг.
Словно волки возле ёлки,
Мы потопаем вокруг.

(Топают как волки).

Кругом, кругом, друг за другом,
Поровней держите круг.
Тише, тише, словно мыши,
Мы побегаем вокруг.

(Бегают как мышки).

Кругом, кругом, друг за другом,
Поровней держите круг.
Возле ёлочки нарядной
Мы попляшем все вокруг.

(Весело танцуют).

Ведущий: А какой же праздник без частушек.

(дети исполняют частушки)

В зале ёлочка стоит,
А на ней игрушки.
Мы сейчас для вас споём
Школьные частушки.
Три куска измылил мыла.
Чтоб с лица отмыть чернила.
А пришёл на карнавал –
Никто меня не узнавал.
Нынче праздник на дворе,
Вот так радость детворе.
Повод есть повеселиться
Пошалить и порезвиться.
Лепят все снеговика,
Мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он?
Закатали в снежный ком.
За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым
Мы встречаем Новый Год.
Раз снежинка, два снежинка,
В танце кружится снежок.
Выходи скорее к ёлке –
Веселись и пой, дружок!
Пусть мечты любые ваши
Сбудутся, сбываются.
Пусть они на ёлке нашей
Ярко загораются.
Мы с тобою любим зимы,
Любим лыжи и коньки.
Ну, а Сидоров Иван
Любит только свой диван.
Посмотрите Дед Мороз
Празднично одетый.
Он подарки нам принёс –
Пряники, конфеты.
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй,
Новый Год,
Ты такой хороший!
   

Ведущий:

Подошёл к концу наш праздник.
Мы попрощаемся, друзья!
Славно мы повеселились!
Нам скучать никак нельзя!

До свидания. Всем спасибо, что пришли на праздник к нам.