Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Повторить и обобщить изученное по теме.
  • Определение уровня  усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения.
  • Формирование целостной системы ведущих знаний по теме; выделение  мировоззренческих идей.
Задачи:

  • образовательная -  формировать  умение  правильно расставлять знаки препинания в СПП, производить их синонимическую замену, составлять схемы предложений с указанными  придаточными;
  • воспитательная - способствовать  гражданскому воспитанию учащихся, формированию  нравственных убеждений.
  • развивающая – развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся.

Тип урока: обобщение изученного материала с использованием ИКТ.

Средства обучения: 

  • дидактический раздаточный материал;
  • компьютер, обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза».
  • учебник

Ход урока.

I. Организация начала занятия.

    Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

 II. Подготовка к основному этапу урока.

 Задача: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной  деятельности.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы повторим  и обобщим  изученное о СПП с придаточными определительными придаточными  изъяснительными.

III. Повторение и активизация знаний, умений и навыков учащихся.

1. Индивидуальная работа  учащихся (3 ученика) за компьютером  по обучающей  программе – тренажёру «Фраза»:
варианты  515,  516,  517. Даны предложения, нужно расставить знаки препинания. По окончании работы компьютер  выводит на экране следующую запись: сколько было заданий предложено, сколько допущено ошибок, какую оценку получил ученик ( работа учителем не проверяется).

2.  Орфоэпическая разминка.
Работаем с карточкой  № 1 . Задание: поставьте в словах ударения, проверьте выполненное задание  
Карточка № 1
Агент,  дефис,  документ,  диспансер,  баловать,  балую, коклюш, звонит, звонишь, позвонит, цемент,  средства, кашлянуть, инструмент, ворота,  верба, добыча, договор, дремота, издавна, каучук, обеспечение.

 - Кто не допустил ни одной ошибки? Чтение слов вслух.

3. Лексико – орфографическая работа.
- Определите слово по его лексическому значению и запишите.
1) реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя
2) система взглядов, воззрений на природу, общество
3) письменный разбор, содержащий критическую оценку
4) напряжённый, усиленный
5) статуя, сооружение громадных размеров
6) очень большой, огромный
7) разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту
8) общедоступный, вполне понятный, известный
9) проникнутый уважением и любовью к человеку.

- Давайте ещё раз повторим лексическое значение этих слов, для этого подберём синонимы к этим словам.

1.  Прототип - прообраз  
2. Мировоззрение - миропонимание,  идеология
3.  Рецензия – отзыв
4.  Интенсивный - усиленный
5.  Колосс - гигант
6.  Колоссальный - гигантский
7.  Комментарий - пояснение
8.  Популярный - известный
9.  Гуманный - человечный

- С последним словом составьте словосочетание со способом связи согласование.

Гуманный поступок
Гуманные цели
Гуманное поведение
Гуманный человек
Гуманное отношение
Гуманное решение

- Правильно, ребята, гуманный - значит проникнутый уважением к человеку, ибо
лучше человека ничего нет на земле.
Я процитировала слова Максима Горького.    Прочитаем эти слова ещё раз.
- Запишите это высказывание по правилам косвенной речи.
 Максим Горький утверждал, что лучше человека ничего нет на земле.
- Какое предложение у нас получилось. Охарактеризуйте.

IV.Устный опрос.

 Задача: проверка восприятия, осмысления знаний.
- Расскажите о придаточных  изъяснительных.
Придаточные изъяснительные
- отвечают на падежные вопросы
- относятся к словам, которые имеют значение речи, мысли, чувства  (реже сущ., прил.)
- прикрепляются:
  1)союзами что, как, будто, чтобы
  2)союзными словами кто, что
  3) частицей  ли   в значении союза

- в главном предложении может быть указательное слово ТО
- стоят после главного.
- Расскажите о придаточных определительных.

Придаточные определительные
- отвечают на вопрос КАКОЙ?
- относятся к определяемым существительным
- прикрепляются к определяемым словам союзными словами  КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,    ОТКУДА
- в главном предложении могут быть указательные слова  ТОТ, ТАКОЙ.
- стоят после определяемого существительного.

V.  Работа с карточкой № 2

 Задача: установление правильности и осознанности усвоения материала.
- Знания о видах придаточных нам сейчас очень пригодятся.

Карточка №2
1.  Человек который не умеет понять другого   обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
2.   Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное создание в мире - это человек.
3.  Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что ей  нужно дать волю развиться  и  расцвести.
4.   Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться    выше.
5.  Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.
6.   При мысли о том, что я человек, возвышаюсь душою.
Задания.

  1. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным  изъяснительным. (2, 3,4,6)
  2. Какое предложение соответствует схеме?
    [... деепричастие ], ( что ...) и (что ...).( 3 )
  3. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. (1,5)
  4. Запишите первое предложение, расставляя знаки препинания. Составьте его схему.
  5. Замените придаточное определительное причастным оборотом. Запишите полученное  предложение,  расставляя знаки препинания.
  6. Укажите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. (3 )
  7. Какое сочетание слов является грамматической основой в третьем предложении.
    1) уважайте друг друга
    2) скрыта сила
    3) нужно дать
    4) не забывая  

VI. Работа с учебником.

- Сложноподчинённые предложения широко используются в текстах научного и публицистического стиля.
Давайте рассмотрим текст публицистического стиля, который дан в учебнике.
Упражнение № 118.
Прочитаем этот текст.
- Спишите первое и третье предложения, расставляя знаки препинания и объясняя орфограммы. Назовите средства связи главного и придаточного предложений. Это союзные слова.  Почему?  Какими членами предложения они являются?

VII. Подведение итогов.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Мы повторили изученное о СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Работали хорошо, может, кто и ошибался, но это не страшно. Ведь мы все люди, а человек может ошибиться, главное, чтобы вы не совершали серьёзных, непоправимых ошибок, чтобы каждый из вас оставался человеком, ведь лучше человека ничего нет на земле. Вы согласны с этим утверждением? Почему лучше человека ничего нет на земле? Попробуйте порассуждать на эту тему.

VIII. Информация о домашнем задании.

 Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дома напишите небольшое сочинение - рассуждение    на тему  «Лучше человека ничего нет на земле».  По возможности используйте сложноподчинённые предложения. Приведите   доказательства вашего мнения ( 2 аргумента).