Работая классным руководителем с 2005 года в детском коллективе. В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир.
Но пришла к следующему выводу: что набором воспитательных мероприятий много не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Проблему для себя сформулировала так: роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребенка через внеклассную деятельность.
Мною была поставлена цель:
- Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.
- Через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребенка, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:
- изучение личности ребенка;
- изучение и анализ интересов ребенка;
- взаимодействие с педагогами дополнительного образования, социальным педагогом
- взаимодействие с семьями учащихся
- составление программы воспитания детского коллектива;
- составление дневника классного руководителя;
- нахождение путей представлений детских творческих достижений.
Воспитательная система, считаю, должна быть построена с опорой на следующие виды деятельности:
- Познавательную
- Игровую
- Спортивную
- Творческую
- Коммуникативную
- Досуговую
- Общественно-организаторскую
Мы с ребятами назвали свою программу «солнышко»,т.к. яркие лучики работы детей совместно с классным руководителемсоздают радостное, творческое настроение, желание трудиться в своём коллективе, а также в рамках детской школьной организации первой ступени «лучики».
Программа «солнышко» - это система логически вытекающих одного из другого действий:
-Что узнаем?
-чему научимся?
-какими станем?
-поможем друг другу,
подчиненных целям развития творческой личности, приобщению детей к жизненно необходимым знаниям: созданию благоприятных условий для их самореализации и самоутверждения.
Форма организации работы по программе «солнышко»- игра.
При составлении программы воспитательной работы на первое место выступают принципы гуманно-личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип - учет возрастных особенностей учащихся. Третий принцип – деятельного подхода к воспитанию.
Планирую ежегодно к новому учебному году как организовать жизнь детского коллектива в свободное от учебного время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса (учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремиться к новому).
В своей программе воспитательной работы стараюсь отражать особенности региона, народные традиции Кубани. Вместе с ребятами мы составили сборник стихотворений кубанских поэтов. Каждый ученик был редактором собственной странички, где смог проявить творчество и талант в оформлении отобранного материала. Сборник получился красочным, интересным ,в полной мере отражающим любовь детей к родине. Большое значение в работе уделяем традициям и фольклору Кубани, разучиваем песни, игры проводим праздники. Экскурсии в музей станицы Кавказской, в Свято-Никольский храм, в воинскую часть оставили множество восторженных впечатлений.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время – это единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной яркими познавательными материалами, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
В программе «солнышко» используются разнообразные формы работы:
- Праздники,
- экскурсии,
- викторины,
- конкурсы,
- творческие мастерские,
что способствует развитию у учащихся навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
«Каждому лучику - дело по душе» - девиз ребят.
Командир – лучик помогает распределить обязанности в каждой группе учащихся. Каждую неделю идет смена поручений. Результаты подводятся на классном часе. Ребята рассказывают о своих добрых делах и о том, что нужно изменить для более интересной работы. Выбраны в программе «Солнышко» несколько направлений, по моему мнению, самых эффективных для интересной жизни ребят. В каждом месяце лучики сталкиваются с заданиями, поручениями школы и стараются быть активными и предлагают интересные находки.
Вот направления работы классного коллектива:
Уверена, что все мероприятия, проводимые мной, являются мощным воспитывающим рычагом работы с детским коллективом и разработанная программа воспитания младших школьников «Солнышко» позволяет выявить и развивать способности и интересы детей в ходе практической деятельности.
Достижение целей программы невозможно без решения задач эстетического, патриотического, трудового, нравственного воспитания.
Следуя этим задачам, стараюсь вносить необходимые коррективы в жизнь детей, чтобы научить их самому главному – способности к пониманию, восприятию, терпимому отношению к миру и людям.
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.