Цель. Формирование представления о Российской империи при Екатерине Второй.
Задачи :
- Формировать представление о значении личности Екатерины Второй для России 18 века.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Воспитывать патриотизм.
Оборудование:Иллюстрации с изображением Петра, Екатерины, Г.Потемкина, пословицы, текст задачи, учебник Н.Чутко «Я- гражданин России».
Ход урока.
1. Вводная часть.
Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с историей Российского государства.
А начнем работу с загадок. Ваша задача – не просто их отгадать, а подумать, о какой исторической эпохе они говорят.
1) Какая красавица раз в год наряжается? (ель)
2) Голубочка бела в избу вести принесла. Что на свете видала, про то рассказала (газета)
3) Под землей птица гнездо свила, яиц принесла.(картофель)
4) Не гусь, не утка, а по морю плывет.(корабль)
5) Появляется на свет толстым-претолстым, но с каждым днем становится все тоньше и тоньше (календарь).
В царствование какого царя появились эти понятия?
Чем же еще прославился Петр Первый?
Попробуйте решить задачу, также связанную с деятельностью Петра.
До Петра Первого в России своего флота не было. Когда царь решил, что флот стране необходим, он также понял, что нужны люди, умеющие строить корабли. Для обучения этому искусству Петр отправил 22 человека в Голландию и Англию, а 39- в Италию и Венецию. Сколько человек по приказу Петра Первого обучались корабельному делу за границей?
Как вы думаете, много это или мало?
Какое из данных выражений также относится к эпохе правления Петра Первого?
Окно в Европу.
Потемкинские деревни. Докажите.
А что же такое «Потемкинские деревни» мы постараемся ответить сегодня на уроке.
2. Знакомство с новым материалом.
На доске выражения: Матушка-государыня, императрица-писательница, Великая.
Как вы думаете, о ком идет речь?
Речь идет о Екатерине.
Царствование Екатерины Великой – одно из самых примечательных в истории Российской империи. Мудрый политик и тонкий дипломат, Екатерина стремилась к укреплению самодержавия и созданию благоприятных условий для экономического и духовного развития страны.
София Фредерика, будущая императрица Екатерина, была дочерью немецкого принца. Ее семья была небогата, однако состояла в родстве с королевскими домами Пруссии, Англии и Швеции. София получила хорошее домашнее образование: ее обучали французскому языку, музыке, танцам, географии, истории, богословию. В 1744 году София Фредерика вместе с матерью была Вызвана императрицей Елизаветой в Россию. Здесь ее крестили по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и она стала женой Петра Федоровича – внука Петра Первого.
Петр Федорович был человеком слабохарактерным, дурно воспитанным. Не разделяя его грубых увлечений, Екатерина пристрастилась к чтению
Также Екатерина интересовалась историей и традициями своей новой Родины, в совершенстве освоила русский язык.
Рассудительность, выдержка, искренняя любовь к России – все это выгодно отличало Екатерину от ее супруга и позволило завоевать авторитет среди столичного общества.
В результате дворцового переворота Екатерину провозгласили императрицей. В каком же году это произошло?
3. Углубление материала.
Доска. Вам необходимо вставить вместо точек необходимые слова.
….В поле не воин. (Один)
…пятниц на неделе. (Семь)
Поменяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. (Шесть)
Одна голова хорошо, а…лучше. (Две)
Да в 1762 году . Годы царствования – 1762-1796. Екатерина продолжила начинания Петра Первого. Причем ее преобразования проходили не так бурно, жестоко и болезненно, как при Петре. Это была серьезная и глубокая работа, при которой обычаи, привычки, жизненный уклад русского народа не разрушались, а принимались в расчет.
Давайте обратимся к портрету. с 98 в учебнике. Или на доске. Что можете сказать?
Посмотрите, какие мудрые слова.« Я желаю только добра стране, куда Бог меня привел; слава страны составляет мою собственную».
Всю свою жизнь Екатерина следовала поговорке «Делу – время, потехе – час». Как вы ее понимаете?
Действительно, Екатерина очень много работала.
«Предмет моего царствования… доставление блага и спокойствия отечеству и вознесение славы и величия его». Она очень много сделала для блага и процветания России.
4. Физминутка.
5. Закрепление.
А сейчас давайте обратимся к учебнику и постараемся ответить на вопросы, заданные в начале урока. Почему Екатерину так называли?
-Матушка – государыня, императрица – писательница, Екатерина Великая
Самостоятельное чтение с 96-98.
Екатерина очень хорошо разбиралась в людях, умела мириться с их недостатками и замечать лучшие качества, поэтому среди ее помощников было немало ярких, одаренных личностей. Одной из таких личностей был князь Г.А.Потемкин. При Екатерине он был виднейшим государственным деятелем. Однажды, показывая императрице процветание новой территории(Крыма), он возвел на пути ее следования селения, бывшие лишь декорациями. Отсюда и пошло название «потемкинские деревни»
Совершенно верно, к концу 18 столетия Российское государство достигло небывалого могущества, благодаря правильной политике Екатерины. История дала ей имя Великой., так же как и Петра Первого. После нее никто не удосужился такой почести.
Соедините стрелками нужные выражения правого и левого столбиков.
Екатерина Петр |
Увеличение территории Создание флота Введение бумажных денег Развитие науки и образования Создание армии Строительство Санкт – Петербурга Основание Москвы Отмена крепостного права |
Д/з: учебник Н.Чутко «Я –гражданин России»- с98-99.
Итог урока.
Какое открытие совершили на уроке?