Нестандартные формы работы на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Значение уроков чтения.
Каждый, кто имеет дело с детским чтением, стремится к тому, чтобы лучшие произведения художественной литературы входили в жизненный мир подростка, затрагивали бы его душу, обогащали бы внутренний мир, духовно питали, стали для личности источником саморазвития и творческой самоактуализации. Урок чтения находится на стыке двух миров – мира литературы и мира её читателей, творчества автора и творчества читателя. Его задача – слить эти миры: литературу включить в душевную жизнь ученика, а душевную жизнь ученика включить в литературу. Ещё Белинский, говоря о детском чтении, убеждал, что « восприятие художественной литературы должно начинаться с чувства подростка», а черёд рассудку ещё придёт. Эту мысль он неоднократно подчёркивал и конкретизировал: « Пережить творения поэта - значит переносить, перечувствовать в душе своей всё богатство, всю глубину содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надеждами». Я бы ещё добавила, чтобы лучше понять поэтическое произведение, надо лучше понять автора, его настроение в момент написания стихотворения, его чувства. Существует прямая связь между авторским настроением, идущим от текста, и чувством читателя, которое возникает в процессе чтения.

Использование нестандартных уроков.  
Понять автора помогают нестандартные уроки литературного чтения, которые я провожу в своих классах: уроки – портреты, творческие проекты, которые иногда выходят за рамки урочного времени.
Почему я сделала такой выбор? Во – первых: интерес детей к литературе падает, духовный мир скудеет. Во –вторых: понять содержание поэтических произведений бывает очень трудно, подлинный писатель свои чувства высказывает через систему художественных образов, через тональность и построение фраз, лексику и т. д. В – третьих: уроки – портреты помогают запомнить автора произведения по личностным особенностям, присущим лишь ему. На таком уроке в процессе исследовательской деятельности учащиеся самостоятельно « рисуют» образ автора: соединяют невидимыми нитями чувства, вызванные произведениями, с личностными характеристиками поэта. Появляется психологический портрет конкретного человека, исчезает у учащихся показатель отчуждённости, появляется возможность « примерить» образ автора на себя: выяснить какие из выявленных характеристик можно обнаружить в себе, какие чувства близки себе. Такая работа, на мой взгляд, помогает приблизить автора и читателя, раскрыть духовный мир поэта, лучше понять, что хотел сказать автор в том или ином произведении. А ещё на таких уроках решается проблема сопереживания – не только проблема формирования личности подростка, но и вопрос о судьбе самой литературы, самого чтения. Сопереживание – это главная сила, движущая к книге. Если есть сопереживание, то есть и желание взять книгу в руки и прочесть её. На моих уроках я вижу, что художественное произведение произвело на ученика впечатление, моя задача в этом случае дать свободу проявлению чувств, поддержать их, по достоинству оценить тонкость, глубину, яркость эмоциональных реакций, поставить это в пример другим

Творческие проекты.
Учебный проект предполагает групповые формы работы учащихся, которые развивают умения и навыки самостоятельной работы, освоение различных амплуа, понимание и проявление личностных особенностей и предпочтений, свободном самовыражении. Работа по выполнению проекта идет по разработанному плану, где проводится исследования или поиск. На примере творческого проекта « Истоки вдохновения», выполненного учащимися нашего класса, рассмотрим методику выполнения учебного проекта.

1 этап. Выбор предварительной темы, постановка цели, предполагаемый результат и  представление конечного результата.
Тема: « Жизнь и творчество поэта Николая Рубцова»
Цель: Раскрыть влияние красоты природы родного края на поэтическое творчество Н. Рубцова.
Предполагаемый результат: творческий проект « Истоки вдохновения».
Презентация проекта: участие в школьной научной конференции, участие в Рубцовских чтениях.

2 этап. Работа по сбору материала.
Цель: провести краеведческую работу по восстановлению биографических данных Н. Рубцова.
Результат работы на данном этапе – стендовый доклад « Малая родина Николая Рубцова».

3 этап. Знакомство с поэтическими произведениями Н. Рубцова.
Цель: Исследовать  некоторые произведения  Рубцова, проследить связь творчества поэта с природой Русского Севера.
Результат: творческая работа « Истоки вдохновения».

4 этап. Презентация творческой работы.
Цель: публичное предъявление наглядно представляемого результата общей работы.

Я считаю, что  учебный творческий проект  и нестандартные уроки чтения – это новые для традиционной системы обучения виды общеучебных  умений и навыков, которые позволяют развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. Целью моей работы является усиление влияния искусства слова на подростка, чтобы программные произведения оставили след в сознании ученика на всю жизнь, стали нравственной опорой и затронули его душу.

Литература:

  • « Пережить творение поэта» И.И.Тихомирова.
  • « Учебный проект: его возможности» Н.Пахомова.
  • « Что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения» О.В.Чиндилова.
Приложение