Учебно-воспитательные задачи:
1.Выявить закономерности динамики численности мирового населения
2.Сформировать понятие «естественное движение населения». Понятие «демографическая политика ».
3.Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Оборудование: Политическая карта мира, атласы, статистический материал, компьютер, проектор.
Ход урока
Смерть каждого человека
Это потеря для человечества
Эрнест Хемингуэй
Вступительное слово учителя:
1. Динамика численности населения.
Сколько нас на Земле? Определенно этот вопрос задавали люди во все времена. Еще 35-40 тысяч лет назад на Земле, по мнению ученых, проживало около одного миллиона человек. Проходили тысячелетия. Население на планете росло, но темпы роста были невелики. Как и сейчас, в древних цивилизациях подсчитывали население страны, чтобы знать число работоспособного населения, его возраст, на что можно рассчитывать, формируя армию. Еще 4 тысячи лет назад в Индии, Китае, проводили учет населения. В Зарубежной Европе учет стали проводить несколько позднее. С начало 21 века в мире было более 2 тысячи переписей. В настоящее время в мире за исключением (Омана и Катара) не осталось страны, в которых не было бы переписи. Сейчас перепись населения проводится один раз в 10-12 лет.
- Сколько же нас на планете сегодня? (вопрос классу) Слайд №4
На 23 февраля 2007 года население мира выросло до 6,5млн. чел. В начале 20 века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составлял 10-15 млн. чел. Однако в разных регионах планеты численность населения растет по – разному. В экономических развитых странах среднегодовой прирост населения составляет в среднем 0,3%, в развивающихся-1,7% . Отсюда вывод: 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны.
По численности населения выделяют крупнейшие страны мира. (Слайд № 5).
- По прогнозам ООН, численность населения земного шара возрастает в 2 раза и достигнет более 10млд. чел. К 2050 году население Индии возрастет до 1591млн. чел. в Китае – до 1554млн. чел.
- Итак, на этом уроке мы должны познакомиться с такими понятиями (Слайд №6)
2. Что же такое «Воспроизводство населения?» (Слайд №7)
Под естественным движением населения подразумевается «естественный прирост населения» (Е) Это- разность между абсолютным числом рождаемости (Р) и абсолютным числом смертности (С) за определенный период времени. (Слайд №8)
-Ребята давайте сейчас решим задачу:
Определить естественный прирост в Москве, если рождаемость составляет 60 тысяч человек, а смертность -130 тысяч человек.
Е = Р-С=-70тысяч человек. ( естественная убыль)
- Это интересно знать (Слайд № 10)
- Средняя продолжительность жизни. Ребята, а как вы понимаете это понятие?
- А какая страна занимает 1 место по продолжительности жизни? (Слайд №11)
- Какие факторы влияют на продолжительность жизни? (Слайд № 12)
3. Демографическая политика (Слайд № 13)
Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объединяет последовательность смены демографических процессов. Сама смена такого перехода состоит из этапов. (Слайд № 14).
Домашнее задание:
Построить, столбиковую диаграмму роста численности населения за последнее столетие по регионам мира.