Цель: Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;
Задачи:
- Развивать умение анализировать прочитанное, слушать, читать выразительно;
- Развивать мышление, речь;
- Воспитывать любовь к животным, чтению.
Ход урока
1. Организация класса.
- Раз, два, три - слушай и смотри,
- Три, два, раз - мы начнём сейчас!
- Какое главное правило на уроке? (Умей слушать других).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)
- Как вы догадались, что это кот?
- Первое слова в заголовке - кот.
- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (ворюга)
- Сегодня на уроке вы продолжаете знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаете произведение "Кот - ворюга" (на доске имя, отчество, фамилия автора полностью и название произведения)
3. Первоначальное знакомство с произведением.
- Перед тем, как послушать произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
- Сейчас вы послушаете произведение, после скажите к какому литературному жанру оно относится и почему вы так решили (если класс достаточно хорошо читающий можно предложить чтение каждому про себя, если в классе есть обучающиеся, которые читают не очень хорошо, можно предложить чтение вслух хорошо читающим детям)
Чтение произведения.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Докажите (дети высказывают свои доводы и предположения)
4. Работа по содержанию рассказа.
- Как звали прозвали кота в рассказе?
- За какие проделки его так назвали? Найдите в тексте и прочитайте (выборочное чтение)
- Сравните слова: вор - воришка - ворюга (слова на доске)
- Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе?
- Найдите и прочитайте, каким был кот в начале рассказа, когда его впервые как следует рассмотрели, и в конце рассказа.
- Рассмотрите нашу "портретную галерею" на доске. Здесь изображен кот в разные моменты. Какие строчки из текста больше всего подходят в качестве подписи под каждым из портретов? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
- Кто увидел и рассказал эту историю? (в ходе ответов дети приходят к выводу, что рассказчик и автор - одно лицо)
- Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?
- Что вы можете сказать об рассказчике - авторе. Какой это человек?
5. Работа в тетрадях на печатной основе. (можно предложить по вариантам на усмотрение учителя)
Проверка работы проходит фронтально.
6. Составление загадки.
- Кто главный герой рассказа?
- Какова была кличка кота?
- Я предлагаю вам составить загадку про кота - ворюгу, которого описал Паустовский в своём рассказе. При составлении загадки можно пользоваться словами из текста.
Дети предлагают три прилагательных, которые характеризуют кота (по тексту), учитель записывает эти слова на доске в первый столбик. Затем дети предлагают 3 существительных (любые), которые можно подобрать к предложенным прилагательным, учитель записывает эти существительные во второй столбик.
- Прочитайте, какая загадка получилась (дети читают слова попарно (слово первого столбика - слово второго столбика, а между словами подставляют "а, не").
7. Итог урока.
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Чему учились на уроке?
- На примере какого произведения? Кто автор?
Домашнее задание (можно дать творческое)
- Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.