Урок чтения в 3-м классе. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"

Разделы: Начальная школа


Цель: Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского;

Задачи:

  • Развивать умение анализировать прочитанное, слушать, читать выразительно;
  • Развивать мышление, речь;
  • Воспитывать любовь к животным, чтению.

Ход урока

1. Организация класса.

- Раз, два, три - слушай и смотри,

- Три, два, раз - мы начнём сейчас!

- Какое главное правило на уроке? (Умей слушать других).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

- Как вы догадались, что это кот?

- Первое слова в заголовке - кот.

- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

- Назовите кличку кота (ворюга)

- Сегодня на уроке вы продолжаете знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаете произведение "Кот - ворюга" (на доске имя, отчество, фамилия автора полностью и название произведения)

3. Первоначальное знакомство с произведением.

- Перед тем, как послушать произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

- Сейчас вы послушаете произведение, после скажите к какому литературному жанру оно относится и почему вы так решили (если класс достаточно хорошо читающий можно предложить чтение каждому про себя, если в классе есть обучающиеся, которые читают не очень хорошо, можно предложить чтение вслух хорошо читающим детям)

Чтение произведения.

- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

- Докажите (дети высказывают свои доводы и предположения)

4. Работа по содержанию рассказа.

- Как звали прозвали кота в рассказе?

- За какие проделки его так назвали? Найдите в тексте и прочитайте (выборочное чтение)

- Сравните слова: вор - воришка - ворюга (слова на доске)

- Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе?

- Найдите и прочитайте, каким был кот в начале рассказа, когда его впервые как следует рассмотрели, и в конце рассказа.

- Рассмотрите нашу "портретную галерею" на доске. Здесь изображен кот в разные моменты. Какие строчки из текста больше всего подходят в качестве подписи под каждым из портретов? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

- Кто увидел и рассказал эту историю? (в ходе ответов дети приходят к выводу, что рассказчик и автор - одно лицо)

- Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так решили?

- Что вы можете сказать об рассказчике - авторе. Какой это человек?

5. Работа в тетрадях на печатной основе. (можно предложить по вариантам на усмотрение учителя)

Проверка работы проходит фронтально.

6. Составление загадки.

- Кто главный герой рассказа?

- Какова была кличка кота?

- Я предлагаю вам составить загадку про кота - ворюгу, которого описал Паустовский в своём рассказе. При составлении загадки можно пользоваться словами из текста.

Дети предлагают три прилагательных, которые характеризуют кота (по тексту), учитель записывает эти слова на доске в первый столбик. Затем дети предлагают 3 существительных (любые), которые можно подобрать к предложенным прилагательным, учитель записывает эти существительные во второй столбик.

- Прочитайте, какая загадка получилась (дети читают слова попарно (слово первого столбика - слово второго столбика, а между словами подставляют "а, не").

7. Итог урока.

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Чему учились на уроке?

- На примере какого произведения? Кто автор?

Домашнее задание (можно дать творческое)

- Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.