Цель: создать педагогические условия для обучения сравнению длины предметов способами наложения и приложения.
Задачи:
- уточнить имеющиеся у детей представления о данной величине;
- развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах;
- воспитывать умение вести учебный диалог.
Оборудование:
- учебники;
- тетради на печатной основе;
- наглядный материал: таблички на доску «Длина», «Размер», «длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, ближе – дальше», 2 ленточки разного цвета, длины и ширины, таблица-аппликация на доску ( из № 94 в учебнике), видеофрагмент м/ф «38 попугаев», аудиозаписи для физпауз;
- раздаточный материал для работы в парах;
- ТСО.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок математики.Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Пенал, учебник и тетрадка?
Беремся, ребята, скорей за работу!
2. Постановка учебных задач.
Учитель: Начнем урок с просмотра фрагмента, т,е. части мультфильма «38 попугаев». Ваша задача: определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Видеофрагмент.
Мартышка: - Какой ты…!
Удав: - А какой?
Мартышка: - Длинный!
Удав: – А какой длинный?
Мартышка: - Очень длинный!
Учитель: О чем говорили Мартышка и Удав?
Дети: О длине Удава; о том, какой Удав длинный.
Учитель: Какая тема нашего урока?
Тема нашего урока «Длина». (Вывешивает на доску.)
Будем говорить о длине предметов и будем учиться сравнивать предметы по длине.
Длина предметов |
3. Новый материал.
1) Сравнение наложением.
Учитель: Что у меня в руках? Что можете сказать о них.
(Ленты отличаются цветом – это видно сразу, но еще длинной и шириной, что можно определить лишь только наложением!)
Дети: Они разного цвета.
Учитель: А их длина? Одинаковая или разная?
(Выходят по 2 ученика на каждую ленту и пробуют «наложить» ленты.)
Дети: Желтая - длиннее, а красная - короче.
Учитель: Молодцы! Сегодня продолжаем сравнивать предметы и, в своей речи, будем учиться использовать эти слова – помощники. Прочитаем их хором.
Учитель: Мы не все рассказали о наших лентах. Смотрите на табличку!
Дети: Сравним по ширине.
Учитель: Это видно на глаз? Что делать?
Дети: Так не видно, надо наложить ленты! Красная – шире, зеленая – уже!
Учитель: Кто понял, для чего мы прикладывали ленты друг к другу?
Дети: Чтобы сравнивать их по длине и ширине! На глаз не видно различий!
Вывод: На глаз не всегда можно увидеть отличия.
Физпауза
2) Визуальное сравнение (Сравнение пар предметов, где отличия видны визуально).
Учитель: Сейчас будем работать в парах. Каждая получит набор предметов, который надо будет сравнить и рассказать о них, используя эти слова на табличке. Работать и готовить отчет о работе будете готовить по плану на карточках на ваших партах.
(Смотри Приложение 1)
а) 3 карандаша, разные по цвету, длине;
б) 3 матрешки, разные по цвету, росту, ширине;
в) 3 книги, разные по цвету, толщине, высоте;
г) 3 коробки из-под сока, разные по цвету, высоте, ширине;
д) 3 бумажных подарочных пакета, разные по цвету, ширине, высоте;
е) 3 пластиковые бутылки, разные по цвету, ширине, высоте;
ж) 3 коробки из-под конфет, разные по цвету, высоте;
з) 3 детали конструктора «Лего», разные по цвету, длине;
и) 3 яблока, разные по цвету, размеру, высоте, ширине;
к) 3 машины, разные по цвету, по размеру, по высоте, по длине.
Отдельно нужно рассмотреть понятия «ближе – дальше» (игрушечный домик и 3 игрушки, привязанные на разном расстоянии от него).
Вывод:Мы сравнивали предметы способом наложения и приложения.
Физпауза
4. Закрепление изученного материала.
1) Работа в ТПО: с. 26 № 43. По заданию.
На доску можно поместить аналогичные ленты из белой бумаги, рассуждая обозначить их цвет.
2) с. 45 № 94. По заданию. Аналогичная аппликация вынесена на доску на таблице.
5. «Книга рекордов».
Учитель: Сегодня мы начнем создавать в нашем классе «Книгу рекордов». Рекорд – это самый высокий, лучший или отличный от других показатель чего-либо.
Какие рекорды про наш класс можно, по-вашему, поместить в эту книгу? Не забывайте о теме нашего урока.
Учитель: Рост человека – это тоже длина, длина его тела. Кто в нашем классе отличается от других своим ростом?
Первыми рекордсменами в ней будут Лена и Сережа, им вручаются дипломы, как обладателям самого низкого роста.
А кто же самые высокие мальчик и девочка? Как узнать?
Дети: Поставим рядом несколько высоких девочек и мальчиков и сравним их рост.
Учитель: Вручаем дипломы обладателям самого высокого роста.
Что еще мы можем сравнить друг у друга?
6. Итог урока.
Учитель: Что узнали? Чему учились? Что понравилось?
7. Рефлексия.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
Ваш сигнал:
под зеленым человечком будет обозначать, что вы поняли новый материал и умеете применять его на практике;
под желтым человечком – в основном все понял, но нужна помощь;
под красным человечком – было трудно, не смог применить свои знания на практике.
Анализ рефлексии детьми и учителем.