Дидактический спектакль "Быть человеком", посвященный В.М. Шукшину

Разделы: Внеклассная работа


Идут (по залу) по сцене.

  • Ценности… Ценности… Только и слышишь. Хоть бы кто объяснил, что это такое.
  • Ценности – это то, что стоит дорого.
  • Нет, это то, что покупается и продается.
  • Да не о тех ценностях вы говорите. Ценности – это важные явления, без которых жизнь невозможна. Помните, у Булата Окуджавы:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно – святое наше Воинство
Протяни ему свою ладонь
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
  • Конечно, главное – быть Человеком. Порядочным, честным, правдивым.
  • А ведь к этому призывают многие русские писатели.
  • И, конечно же, Василий Макарович Шукшин.

1 сцена

В углу ребята играют в бабки. Две женщины в полушубках разговаривают, проходит почтальонша.

Первая – Петровна! Нам есть письмо?

Почтальонша (качает головой, вздыхает) – Вот снова пришло Буркиным. (уходит)

Вторая – Ой, бабоньки, да почто же эта война проклятая. Да когда же её одолеют саранчу чёрную?

Первая – Сколько сынов и мужей полегло, и сколько ещё война заберёт.

Третья – А ребятня без отцов остаётся.

(появляется Василий и считает бабки)

– Васька-то совсем от рук отбился, вечно с синяками да ссадинами. Марью-то совсем не слушает.

Вторая – Уроки прогуливает, собак гоняет да в бабки играет.

(пока они говорили, Василий прислушивается)

Василий (задиристо им)

– За себя стоять умею,
а мамку я свою жалею,
знаю, я один у ней опора,
вот пойду работать скоро,
будет всё у нас в порядке.

Мальчишка – Васька, айда играть в бабки.

(Василий убегает, женщины расходятся)

Мальчишки – Эх, Васька, совсем проиграл.

Василий – Сейчас моя очередь бить!

Гриша – Ничего не твоя, ишь ты!

Василий – А по сопатке хошь?

Гриша – Да ты же за Петькой бьешь.

Василий – Нет, ты по сопатке хошь?

Ребята – Да бросьте вы.

– Ладно, давай выставляй последнюю.

(Василий проигрывает и, стиснув зубы, обращается к Мишке.)

Василий – Мишка хочешь «Барыню» оторву?

Мишка – За сколько?

Василий – За пять.

Мишка – Даю три.

Все – Четыре.

Мишка – Три.

Василий – Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка. (Вася танцует «Барыню»)

(Скамейка, на ней сидит сестренка Таля с куклой, вбегает Василий, бросает сумку, заглядывает в кастрюлю.)

Наташа – Ты в школе был?

Василий: был, был (заглядывает в шкаф)

Наташа – Вам про кого сегодня рассказывали?

Василий – Про жаркие страны… Пошамать нечего?

Наташа – Нету. (запела)

Ох, сронила колечко
Со правой руки,
Забилось сердечко
Об милом дружке.

Василий – Хватит тебе , распелась…

(взял сумку, сел на пол, достал 2 бабки)

Наташа – Ты опять в школе не был. Скажу маме, ох и попадет тебе.

(входит мать, по ходу снимает пальто и платок)

Мать – Ну как вы тут? Таля?

(Наташа быстро подбегает к матери)

Наташа – А у Васьки в сумке бабки.

Мать – Я вот покажу ему бабки. Такие бабки покажу, что долго помнить будет.

Василий – Ну что ты врешь-то? (сестре)

(Мать устало садится на скамейку, тяжело вздыхает)

Мать – Почему ты не учишься, как все люди?

– У нас в родне все в люди вышли, а ты?

– Пожалеешь потом. Локоть-то близко будет, да не укусишь.

Эх! И что из тебя выйдет…

Василий – Выйдет! Есть у меня мечта, хочу стать комбайнером. Смотрю, как комбайн по полю идет, сердце петухом поет. Я уже думаю, как сяду за штурвал.

Мать – Да, сынок, хлеб – это самое главное. Без него бы умерли все. Верь в свою мечту и трудись! (уходит)

2 сцена

(молодежь сидит на скамейке)

Он – Эх! Время–то как идет, кажись, недавно в бабки–то играли…

Она 1 – Вот и Пашка с Федором уехали в город.

Она 2 – Ищут новой жизни, хотят самоопределиться.

Она 3 – Скучно без Василия-то, завидный парень. А что слышно-то? Есть весточки?

Таля – И на бухгалтера учился и в автомобильном техникуме – да всё – говорит – не то, чужое. А сейчас наш Василий служит на большом военном корабле, плавает по Черному морю и очень скучает по дому. Деревенька, говорит, снится, матушка…

(звучит песня «На улице дождик»)

Он – Аж сердце защемило…Тоску навели. Давайте лучше нашу…

(«Частушки» и перепляс)

Выходит Василий взрослый и говорит:

– Ах, как хорошо! И как прекрасна моя Родина – Алтай!

Горы, горы… А простор такой, что душу ломит!

Какая красотища! И надышаться ею нельзя.

Всё мало, всё смотрел бы и дышал этим простором!

Скорей бы домой, где всё близко и дорого!

(Звучит музыка. Василий садится на краю сцены с книжкой и записывает… вбегает Таля)

Таля – Ты всё читаешь и читаешь, пишешь и пишешь. А вообще-то, я тобой горжусь…

– секретарь комитета комсомола

– директор вечерней школы молодежи.

Василий. – Книги – это моя страсть.

Знаешь, как хорошо, благодарно смотрят на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда я им рассказываю что-то важное и интересное. Именно в эти минуты я верю, что делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут.

– Поеду в Москву, буду поступать в институт кинематографии на сценарный факультет.

Таля – Знаю. Матушка не будет против, даже хочет продать корову и деньги отдать тебе.

(Звучит песня тех лет, или стук колес поезда)

На сцене 2 городские девушки

Она 1 – Михаил Иванович Ромм на собеседовании спрашивает Шукшина, читал ли он «Войну и мир» Л. Толстого?

А Шукшин отвечает: – Нет. Больно толстая…

Она 2 – Ромм ему – А Вы что, толстых книг не читаете?

А Шукшин: – Да нет, мне «Мартин Иден» из толстых нравится. Настоящая книжка!

Она 2 – А Ромм: Какой же вы директор школы? Нет, вы не можете быть режиссером.

Она 1. – Что тут началось?! Шукшин стал на него кричать: «А Вы знаете, что такое директор?» И про дрова к зиме, и про детишек, чтоб не мерзли, и про учебники, и про керосин, и про всё… Мол, не до книжек.

Он – Потому и поступил, что независим и талантлив.

На сцене Мать читает письмо (говорит Шукшин)

– Учиться трудновато. Пробел у меня порядочный в учебе. А мне, действительно, некогда – столько дел, что приходишь домой, как после корчевания пней. Но от других не отстану. Скоро экзамены, думаю, что будут только отличные оценки. Меня даже пригласили на главную роль в фильме «Два Федора», опубликовали рассказ в журнале «Смена». Пишу рассказ за рассказом, а не писать – не могу.

Хочу рассказать о вас, о моей деревне, о тетках, которые тоже остались вдовами, и о том, сколько может вынести русская женщина. Хочу рассказать правду о своих земляках. 

Сценка из рассказа «Чудик»

Чудик – Эге! Разрисую-ка я её! По верху колясочки пустим журавликов, понизу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков. Загляденье. Ребёнок-то как в корзиночке будет.

(коляску ставит в угол и садится в угол сцены, потом приходит к нему брат.

Два брата сидят на крыльце).

Дмитрий – Даже не верится, что приехал.

Чудик – Как только получил отпуск, сразу решил – поеду к брату на Урал, лет 12 не виделись.

(оба запели)

Жена Дмитрия (зло из другой комнаты) – А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно?

Дмитрий (смущаясь) – Это … там ребятишки спят. Вообще-то она хорошая. А помнишь? Хотя кого ты там помнишь, грудной был. Меня оставят с тобой, а я тебя зацеловывал. У самого-то еще сопли по колено, а уж …это… с поцелуями.

Чудик – А помнишь, как ты меня…

Жена – Вы прекратите орать? Кому это нужно слушать эти ваши разные сопли да поцелуи? Туда же, разорались…

Дмитрий (тише) – Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке! Сколько злости.

Чудик – Брось ты, не расстраивайся, не надо. У меня такая же.

Дмитрий – Ну чего вот невзлюбила? За что?

Чудик – Да, невзлюбила меня сноха. А за что?

Дмитрий – А вот за то, что ты – никакой не руководитель, не ответственный. А сама-то кто! Шишка на ровном месте. Она меня-то тоже ненавидит – что я неответственный, из деревни.

Чудик – Да почти все знаменитые люди вышли из деревни. Ты Степана Воробьева помнишь? Герой Советского Союза. 9 танков уничтожил, на таран шел.

Дмитрий – А Максимов Илья! Пожалуйста – кавалер Славы трёх степеней.

Чудик – Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными да цветами пахнет.

Дмитрий – Крышу-то перекрыл?

Чудик – Перекрыл. Веранду построил – любо глядеть. Были бы живы отец с матерью, сидели бы все на веранде, да чай с малиной пили.

Чудик – Малины нынче – пропасть. Ты, Дмитрий, не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду, она, глядишь и отойдет.

Дмитрий – Ладно, пошли спать, а то раскричится опять.

Жена (За сценой) – Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! Всю коляску испортил журавликами, цветочками, цыплятками разными. Завтра же пусть уезжает!

Дмитрий – Да ладно тебе.

Жена – Не ладно! Не ладно!

Чудик – Да почему же я такой есть-то? Надо бы догадаться – не поймет ведь она, не поймет народного творчества.

Ведущий: Есть на Руси тип человека, в котором время, правда времени, вопиет так же неистово, как в гении; так же нетерпимо, как в талантливом; так же потаенно и неистребимо, как в мыслящем и умном. Человек этот – Чудик. Это давно заметили.

3 сцена

Ведущий – Для чего человек пришел в этот мир? Чтобы хорошо потрудиться, вырастить хлеб, сделать чудесную машину, построить дом, но еще для того, чтобы не пропустить прекрасного в этом мире.

Ведущий – И это хорошо понимал В.М. Шукшин. Он говорил: «Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею.., красота её, ясность её поднебесная и земная, распахнутая, ясность пашни и ясность людей, которых помню и люблю.

Сценка «Одни»

Антип – Ты, Марфа, хоть и крупненькая, а бестолковенькая.

Марфа – Это почему же?

Антип – А потому… Тебе что требуется? Чтобы я день и ночь только шил и шил? А у меня душа тоже есть. Ей тоже попрыгать, побаловаться охота, душе-то.

Марфа – Плевать мне на твою душу.

Антип – Эх…

Марфа – Чего эх? Чего эх?

Антип – Так… Вспомнил твоего папашу, кулака.

Марфа – А ты папашу моего не трожь, понял?

Антип – Ага, понял.

Марфа – То-то. Вопчем, шей.

Антип – Шью, матушка, шью.

(Марфа села вязать, задумалась…)

Антип – Ну чего пригорюнилась? Всё думаешь, как деньжат побольше скопить. Думай – не думай, а сто рублей не деньги. Я вот всю свою жизнь работал. Насчет денег никогда не жадничал, мне наплевать на них.

Марфа – Тоска сердце давит, сдаю что-то.

Антип – А хочешь, развею твою тоску?

Марфа – Сыграй.

Антип (снял фартук) – Дай новую рубашенцию.

(Марфа достает из сундука новую рубаху. Антип надел её, подпоясался, снял со стены балалайку)

Антип Помнишь, когда-то на лужках хороводы водили?

Марфа – Помню, чего же мне не помнить. Я как-нибудь помоложе тебя.

Антип – А я мировой всё-таки парень был. Помнишь, как ты за мной приударяла?

Марфа – Кто? Я что ли? Господи! А на кого это тятя собак спускал? Штанину-то кто у нас в ограде оставил?

Антип – Да уж, всю штанину порвал

(Антип подкрутил, настроил балалайку, склонил голову на плечо, ударил по струнам. Заиграл. Сначала медленно, потом быстрее. И пошел по избе мелким шагом с балалайкой.)

–Ох там ри–та–там
Ритатушеньки мои
Походите, погуляйте
Па–ба–луй–те–ся!

(Антип смешно подпрыгивает)

Ух–ты! Ах–ты!
Ритатушеньки!

Марфа – Хоть бы уж не выдрючивался, господи! Ведь смотреть не на что, а туда же.

Антип (танцуя к ней) – Ох, Марфа моя, ох, Марфонька, укоряешь ты меня за напраслинку!

Марфа – А помнишь, как ты меня в город на ярмарку возил?

Антип

– Ох, помню, моя,
помню, Марфонька,
Ох, хаханечки-ха-ха
Чечевика с викою!

Марфа – Дурак же ты, Антип! Плетешь чего-то.

Антип – Ох, Марфушечка моя – радость всенародная…

Марфа (так и покатилась, ласково) – Ну не дурак ли ты, Антип!

Антип – Ох там, ритатам! Ритатушеньки мои!

А? А ты говоришь, Антип у тебя плохой!

Марфа – Не плохой, а придурковатый.

Антип – Не понимаешь. Мы могли бы с тобой прожить душа в душу, но тебя замучили окаянные деньги.

(Звучит песня. Герои, обнявшись, уходят со сцены.) 

4 сцена

Ведущий: В.М. Шукшин верил в силу своего народа, очень любил Родину. Он писал:

Я верю в силу своего народа,
Очень люблю Родину.
Как художник я не могу обманывать народ –
Показывать жизнь только счастливой.
Правда бывает и горькой, но я не отчаиваюсь.
Нравственность есть Правда.
Ибо это мужественность, честность.
Это значит мужественность, честность,
Это значит жить народной радостью и болью
Думать, как думает народ.

Сценка «Крепкий мужик»

(На площадке Шурыгин, бригадир, и председатель колхоза.)

Шурыгин – Церковь-то освободилась теперь.

Председатель – Да. Вывезли из церкви пустую бочкотару, мешки с цементом, сельповские кули с сахаром.

Шурыгин – Так что осталась одна пустая церковь-то. Теперь вовсе никому не нужная.

Председатель – Она хоть небольшая, а оживляла деревню, собирала вокруг себя, выставлялась напоказ.

Шурыгин – Чего теперь с ней делать-то?

Председатель – Закрой, да пусть стоит. А что?

Шурыгин Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил.

Председатель – Там не кладка, а литье.

Шурыгин – Я её свалю.

Председатель – Как?

Шурыгин – Тремя тракторами зацеплю, слетит как миленькая.

Председатель – Попробуй.

(Шум тракторов, лязг и т.д. вокруг сбиваются люди)

Люди 1 – Николай, тебе что, велели али как?

2 – Не сам ли уж надумал?!

3 – Мешала тебе?

4 – Прекрати своевольничать! Люди постарше все крещены в этой церкви, в ней отпевали дедов и прадедов!

5 – Как небо привыкли её видеть каждый день!

1 – Кто велел-то, кто?!

2 – Да сам он, видишь морду воротит.

5 – Коль, одумайся!

Шурыгин – Вон отсудова! И не лезь!

(кто-то кричит трактористам: Ребята, вы что?

За сценой: Шурыгин посулил наряд, а мы что…)

(Подбегает учитель в очках, с портфелем)

Учитель – Немедленно прекратите! Чье распоряжение? Это 17 век!

Шурыгин – Не суйся не в свое дело!

Учитель – Это моё дело! Это народное дело! Вы не имеете права! Варвар! Я буду писать!

Шурыгин (трактористу) – Давай! Давай!

Учитель – Ответишь за убийство! Идиот…

Шурыгин (отталкивает учителя) – Уйди!

Народ – Не смей!

Шурыгин – Давай!

Толпа – Ух!

(Толпа медленно расходится… Шурыгин довольный потирает руки.)

Толпа – Мешала она тебе, мешала?

Руки чесались у дьявола

– Грех-то какой!

Шурыгин – А чего ей зря стоять? Хоть кирпич добудем.

Толпа – А тебе негде бедному кирпич достать!

– Идиот.

Шурыгин – Всё равно же не молились, а теперь хай подняли! И чего ей стоять, глаза мозолить.

Подбегает старенькая мать

– Колька! Идол ты окаянный!

– Грех-то какой взял на душу!

Ох горе ты мое горькое!

Хоть бы заикнулся раз – тебя бы образумили!

Проклянут тебя, проклянут!

Идол ты окаянный (вздыхает тяжело). Откуда ни идешь, а её уже видишь – вроде уже дома. Она сил прибавляла…

5 сцена

Ведущий – Шукшин был выдающимся деятелем кино. Он придавал огромное значение этому виду искусства.

(На сцене Шукшин)

Шукшин – Кино – это поистине 8-е чудо света.

Хорошее кино – это как талантливая чистая душа, способная врачевать, вдохнуть силы для жизни.

– А где же сама-то, душа эта берет целебные силы? … Там, на Родине. И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

– Вот они, красивые люди, добрые, трудолюбивые и я всей силой своей души хочу им счастья. Это моя Родина.

(Под музыку выходят несколько героев его фильмов)

– «Живет такой парень» – Пашка Колокольников

– «Ваш сын и брат» – Степан Воеводин

– «Позови меня в даль светлую» – Груша Веселова

– «Печки-лавочки» – Иван Расторгуев

– «Калина красная» – Егор Прокудин

(потом весь класс)

Ведущий –

В жизни по–разному можно жить
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя есть,
Вовремя делать гадости.
А можно и так, на рассвете встав,
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

Ведущий – Так жил В.М. Шукшин. Он писал: (выходит актер, играющий роль Шукшина, и произносит цитату).

Шукшин – «Русский народ за свою историю отбирал, сохранял, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».