В 2006-2007 уч. году, получив премию Президента в национальном проекте “Образование”, наша школа ГОУ СОШ № 1315 с углублённым изучением английского языка г. Москвы смогла существенно улучшить свою учебно-методическую базу. В настоящее время я преподаю математику и информатику в компьютерном кабинете, где есть локальная сеть и интерактивная доска. Это комфорт и удобство.
Интерактивная доска может работать, как в интерактивном режиме, тогда её использую как традиционную доску, только без тряпки и мела, а записанную информацию можно сохранять в памяти компьютера и обращаться к ней много раз. Так нарисовав графики тригонометрических функций в 10 классе в сентябре месяце, вызываю их на экран интерактивной доски в течение года.
Отпала надобность иметь рисунки, таблицы, всё это можно сканировать и сохранять в памяти компьютера. На своём компьютере я создала папки сканированных рисунков из учебников алгебры и геометрии, статистики и ТВ тех классов, в которых я преподаю. Эти рисунки либо использую на уроке в прямом назначении, либо вставляю их в презентации для урока. Сканированные рисунки из учебников хорошо видны на интерактивной доске, указкой или маркером, или “лупой” можно выделить, увеличить то место, которое в данный момент важно.
Чтобы сфокусировать внимание на отдельных объектах, скрывая часть информации, использую так называемую “шторку”. В это время учитель не “привязан” к доске. Этот инструмент интерактивной доски помогает учителю проводить самостоятельные работы с проверкой в классе. На интерактивной доске (раньше я это делала на “крыльях”) заготавливаю самостоятельную с ответами, а по истечению времени “шторку” с ответов снимаю.
Нашла быстрый способ проверки домашней работы по математике. На перемене перед уроком сканирую домашнее задание желающих ответить. Такая проверка тетради - на экране интерактивной доски: объективна, наглядна и стала очень престижна и популярна среди учащихся старших классов. Построенные графики функций, решенные уравнения и неравенства, преобразования, задачи по геометрии всё это можно быстро показать на уроке и снять некоторые вопросы. Ведь не секрет, что сами авторы решений иногда лучше учителя могут дать разъяснения одноклассникам.
Заготавливаю дома презентации к уроку, образцы решений, используя функцию “Съёмка”. В каждом учебнике алгебры и геометрии есть образцы решений различных задач, их очень полезно разбирать в классе. Используя функцию “съёмка”, записываю эти образцы как маленький фильм и показываю на уроке, оговаривая, что это всё есть в учебнике. Всё это помогает разнообразить урок и вовлечь учащихся в разговор по данному материалу.
Внедряю компьютерные технологии и образовательные продукты в аудиторные плановые занятия, во внеклассную работу (часто использую “КМ- школу” алгебру и геометрию).
В прошедшем году, используя Internet ресурсы, вела в 10 классе элективный курс “Подготовка к ЕГЭ по алгебре”, делая поверх вызванных вариантов экзаменационных работ на интерактивной доске пометки и решения. Такое ведение занятия придавало курсу динамичность и эффектность.
Провожу конференции на своих уроках с использованием интерактивной доски и сотрудничаю с учителями других предметов.
На родительских собраниях (я классный руководитель 11 класса) на интерактивной доске показываю графики, диаграммы мониторинга учебной деятельности, фото их детей.
А, на уроках информатики интерактивная доска чаще работает в офисном режиме. Так как в кабинете организована локальная сеть, через неё осуществляется обратная связь (работу каждого ученика можно увидеть на интерактивной доске).
Провожу сетевые компьютерные игры и интегрированные уроки китайского языка.
Являясь главным редактором школьного журнала “SCHOOL 1315” использую интерактивную доску для привлечения учащихся к издательской деятельности. В журнал “SCHOOL 1315” включаются статьи и компьютерные рисунки ребят материалы из Internet. Журнал “SCHOOL 1315” создаётся в программе Microsoft Office Publisher и в обсуждении его макета принимают участие мои ученики.
Использование электронных средств обучения и информационных технологий по различным предметам на уроках и во внеурочной работе позволило широко применять технологию проектной - исследовательской деятельности.
С введением у моих 7-классников в школьный курс предмет статистики и ТВ я решила заняться исследовательской деятельностью. Разработала и провела интегрированные уроки статистики и ТВ и информатики по теме “Случайные события и вероятность”.
Мы говорили: о случайном событие при подбрасывании кубика выпадение 6 очков и при подбрасывании монеты выпадение “орла”.
Чтобы изучить эти явления проводились опыты. Предварительно класс разбился на группы (10 групп) и каждая группа получила задание провести по 200(180) опытов.
Были выдвинуты гипотезы о предполагаемом результате опытов.
Результаты опытов фиксировались в виде таблицы в тетрадях учащихся и на интерактивной доске.
А, на уроках информатики собранные данные обрабатывались каждой группой в программе Excel в виде таблиц, графиков, диаграмм. Работу каждой группы можно было увидеть на интерактивной доске (в кабинете организована локальная сеть). Дети сравнивали результаты, полученные различными группами. Обучались все и каждый.
Обработанные данные собирались на учительском компьютере опять таки через локальную сеть, суммировались (опытов получалось 2000/1800) и учитель на интерактивной доске на глазах у учащихся показывал, какие у него получаются диаграммы, графики. Из результатов опытов видно, что частота случайного события может значительно колебаться от серии к серии. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что эти колебания происходят около некоторого конкретного числа. Для нашего первого опыта это число 0,5 , а для второго – 0.166. Показываю на экране динамику изменения относительной частоты “орлов” в длинной серии из 2000 опытов по подбрасыванию монеты. Частота “орлов” пересчитывалась после каждых 200 опытов и наносилась на график. Так же на экране показываю динамику изменения относительной частоты “6-ки” в длинной серии из 1800 опытов по подбрасыванию игрального кубика. Частота “6-ки” пересчитывалась после каждых 180 опытов и наносилась на график.
Учащиеся анализируют, обобщают, делают вывод. Каждая группа сделала презентацию, и мы провели заключительную конференцию.
Конечно, интересно проводить такие исследовательские уроки в компьютерном кабинете, где есть локальная сеть, где есть интерактивная доска. Средствами исследовательской деятельности происходит развитие личности детей (творческой мотивации, познавательной активности), да и учитель получает личное профессиональное развитие.
Уверена, что деятельность учителя, внедряющего новые информационные технологии качественно изменяет образовательный процесс. Создаются оптимальные условия для развития личности человека информационного общества и эффективного внутри школьного информационного пространства.