Нравственный классный час "Прогулка по городу Вежливости. Станция Товарищеская"

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

  • карта придуманного города,
  • иллюстрация автобуса,
  • названия остановок,
  • запись на диске песни “ Настоящий друг”,
  • запись на диске стихотворения С. Маршака “Перемена”

Предварительная подготовка: (провести до классного часа)

1)диагностическую методику “Фотография”. Учащимся предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Вместо фотографии – имя. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников.

2) диагностическую методику “Пьедестал”. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса или себя. На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся.

Содержание

Учитель:

“Здравствуйте!”-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же радостней сделалась жизнь? ( В. Солоухина)

Не только детям, но и многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи, незнакомые люди относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму, все его любят, уважают.

Почему же нам не быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Сегодня мы с вами совершим “путешествие” по городу “Вежливости”. В нём много улиц, аллей, проспектов. (На доске карта города с указаниями остановок и иллюстрация автобуса)

  • Станция “Товарищеская”
  • Улица “Неуважительная”
  • Аллея “Доброты”
  • Проспект “Культурный”
  • Улица “Драчливая”
  • Площадь “Вежливости”
  • Станция “Конечная”

Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятности, не оскорбить их ни словом. Ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, со старшими: резко отвечают, огрызаются, кричат. Им кажется, что в этих случаях они поступают, как взрослые люди.

Научись владеть собой.

Ученик:

Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипаться, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать, скакать и юлой извиваться,
Вверх дном в один миг
Всё вокруг вдруг поднять
Как сделать,
Чтоб стали меня понимать?

Учитель: С этого классного часа мы будем учиться тому, как сделать так, чтобы вы научились общаться, сотрудничать, поддерживать и помогать своим товарищам.

Первая станция в “Городе Вежливости” Товарищеская.

1. Игра “Угадайте, кто с кем дружит? Кто кому нужен?”

  1. Добрая Белоснежка и …(7 гномов)
  2. Забавные бурундуки Чип и …(Дейл)
  3. Прекрасная Русалочка и …(Най Себастьян)
  4. Забавный Винни Пух и …(Пятачок)
  5. Добрый Малыш и …(Карлсон)
  6. Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)
  7. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

Почему они стали товарищами?

2. Учитель: В классе проводилось диагностика на тему “Мои товарищи”. Анализ диагностики.

  • Тому друзей иметь не сложно,
  • Кто от рождения не глуп,
  • Чьё слово каждое - надёжно,
  • Взгляд ясен и карман не скуп
  • Каким же должен быть товарищ?

3. Учитель: В классе много ребят, которые по поводу и без повода жалуются на всех остальных ребят учительнице и родителям.

Инсценировка стихотворения А.Барто “Сонечка”.

Тронь её нечаянно-
Сразу:- Караул!
Надежда Васильевна он меня толкнул!
-Ой, я укололась! - слышан Сонин голос
- Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
-Дома снова жалобы:
-Голова болит…
Я бы полежала да - мама не велит.
Сговорились мальчики:
Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год!
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко

Учитель: Что хорошо, что плохо у Сонечки? Каким она будет товарищем? Почему?

У таких ребят возникает привычка постоянно и иногда несправедливо в чём-то кого-то обвинять. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Таким ребятам нужно хорошо подумать, стоит ли себя так вести.

4. Учитель: Иногда у нас в классе получается так.

Инсценировка стихотворения С.Маршака “Угомон”

Что случилось нынче в школе,
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся 3 класс
И бушует целый час
Понял шум дежурный Миша,
Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише! - крикнули в ответ
Юра, Шура, и Ахмет.
“Тише! Тише!”- закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!-
Крикнул Игорь у окна.
“ Замолчите!”- на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпения,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон,
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
“ Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!”

Учитель: Какая ошибка у ребят? Почему? Что нужно запомнить?

5. Учитель: Но большой проблемой среди товарищей - это драки на переменах, на прогулках. Вы подрались, рассказали учителю, родителям. Они начинают выяснять почему, зачем вы подрались, переживают за вас. А вы уже сами забыли, зачем подрались.

Послушайте об этом стихотворение Б. Заходера “ Мы - друзья”

Читают 3 ученика:

1ученик:

С нас ручьём бежит вода!
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я – худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

2 ученик:

Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе… отстаём!

1 ученик:

Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь Петя

2 ученик:

Что-то Вова, позабыл.

1 ученик:

И я забыл! Ну не важно!
Дрались честно,
Как положено друзьям
Я как стукну

2 ученик:

Я как тресну

1 ученик:

Я как дам:
Скоро в ход пошли портфель
Словом, скромничать не буду
Драка вышла хоть куда!

2 ученик:

Только смотрим что за чудо?
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся
А она ещё смеётся:

Сестра:

- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Учитель: Как вы думаете, они товарищи? Почему?

Учитель:

Не наноси товарищу вреда,
Не ставь ему подножку никогда,
Кто друга предаёт славы ради
Тот сокращает сам свои года.

В драку кинутся немудрено
Но ещё до начала атаки
Не мешает продумать одно
Вылезать как ты будешь из драки

6. Песня “Настоящий друзья”

Учитель: Кого мы можем назвать настоящим другом?

7. Учитель: Наступает перемена. Что вы должны делать на перемене?

А ещё на перемене вы играете с товарищами.

 

Послушайте стихотворение С. Маршака “Перемена” (запись на диске)

Перемена. Перемена.
Заливается звонок
Первым Вова непременно
Вылетает за порог-
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
продремавший весь урок.
Пять минут назад не слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним б-о-о-о-льшая перемена
Не угонишься за Вовой
Он смотри какой бедовый
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
Ваське, Кольке и Серёжке,
Покатился кувырком,
На перила сел верхом
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал каму-то сдачи,
Попросил списать задачу,-
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
-Ничего! - вздыхает Вова,
На уроке отдохнем.

Учитель: Узнаёте своих товарищей? Правильно ли он отдохнул на перемене? Что он сделал не так?

8. Обобщение. Вывод. Подведение итогов.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по станции “Товарищеская”.

Чтобы иметь друзей, товарищей каким надо быть?

Составим советы “Как стать хорошим товарищем”:

  1. Не жаловаться по пустякам.
  2. Не учи молчать другого, а молчи побольше сам.
  3. Не драться.
  4. Быть вежливым, добрым.
  5. Если друг твой в нечаянной ссоре
    Мог обиду тебе нанести,
    Это ещё не горе.
    Ты потом ему всё же прости.
  6. Помогай товарищу в беде.
  7. Научись владеть собой.

Наше путешествие по городу “Вежливости” не закончилось. На следующем классном часе мы продолжим его и остановимся на улице

“ Неуважительная”.