Цель:
- закрепление умения определять структуру сложноподчиненного предложения; расставлять знаки препинания;
- закрепление навыков правописания;
- развитие речи учащихся;
- воспитание бережного отношения к языку.
Оборудование: тесты, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.
ПРОГРАММА УРОКА
1. Оргмомент
2. Орфоэпическая разминка
(слова записаны на доске, необходимо расставить ударение):
Сливовый, мастерски, газопровод, красивее, перчить, откупорить, ржаветь, кухонный, мизерный, кашлянуть, статус, статут.
3. Лексическая работа
Статус – правовое положение гражданина или юридического лица.
Статут – 1. Устав, собрание правил. 2. Описание ордена, порядок награждения орденом и его ношение. 3. Название законодательного права.
Задание: составить (устно) с этими словами словосочетания или предложения.
4. Орфографическая работа
Орфографическая работа | Карточка 1 |
Юный, ветреный день, стираный-перестиранный, некрашеный, старинный, овчинный, иллюстрированный, решенная, свиной, сделанный, ее манеры изысканны, свежезамороженный, даль туманна. | Исправить речевые ошибки.
|
5. Неполный синтаксический разбор СПП с придаточным определительным
Совесть — сила, которая сдирает с человека эгоизм, равнодушие. (Повеств., невоскл., СПП с придаточным определительным.)
6. Повторение ранее изученного
- По каким признакам мы определяем этот вид придаточных? (Отвечают на вопросы: какой? чей? который? кто именно? что именно? местоименно–соотносительные)
- С помощью чего придаточные определительные присоединяются к главному? (Только с помощью союзных слов.)
- Какой отличительный признак союзного слова? (Являются членом предложения.)
- Какой частью речи являются союзные слова? (Местоимения.)
7. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Класс | Индивидуальная работа |
1) Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите роль союзных слов в придаточных определительных.
2) Записать предложения. Найдите ошибки в построении предложений и исправьте их.
3) Самостоятельная работа: распространить определение, заменить его придаточным определительным и записать предложения.
|
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4 Задание: Выписать СПП с придаточными определительными и расставить знаки препинания.
Карточка 5
Карточка 6 Задание: придаточные предложения заменить обособленным определением.
|
8. Проверочная работа по тестам ЕГЭ
ТЕСТ
В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
I
- Самое важное, главное, священное место Тибета – гора Кайлас, которую местные жители называют обиталищем богов и центром всего мира.
- Мне приходилось не раз встречаться с человеком, чьим именем названа эта улица.
- Мы поселились в совсем простой маленькой гостинице, что стояла на берегу моря, в стороне от шума дискотеки и грохота мотоциклов.
- На берегу было несметное количество принаряженных, веселых людей, которые пришли встречать пароход.
II
- На передней доске шарманки были изображены балканские крестьяне, которые плясали на поляне, под высокими деревьями.
- Осенью укромные тенистые уголки старого парка напитывались особым грибным запахом, который наполнял нашу душу азартом.
- С легким вздохом отец раскрывал альбомчик, который подавал ему буфетчик, и своим элегантным, плавным почерком вписывал меню на завтра.
- В жизни бывают такие обстоятельства, когда необходимо быстро принять решение.
III
- Уже в темноте они подошли к дому, который высился на углу серой громадой.
- Эти чудные книги были приобретены моей матушкой еще в те дни, когда она интересовалась естественными науками и ей давал частные уроки знаменитый университетский профессор-зоолог.
- Сегодня на геологической карте Земли зафиксировано множество линий разломов, которые протянулись на тысячи километров и по материкам, и по дну океанов.
- Особое беспокойство внушает судьба старого парка, который составлял когда–то с усадьбой одно целое.
IV
- Многие вещи, которые европейцы считают своим творением, были изобретены в глубокой древности на другом конце света – в Китае.
- Его последняя книга, которая выдержала уже два издания, была признана в прошлом году лучшим российским романом года.
- Человек, который вырос в серой среде, в замызганном дворе, на фоне обшарпанных зданий, вряд ли способен понимать красоту.
- Вместо дворца, который сгорел еще при Петре I, был построен новый – деревянный, на каменном основании.
9. Подведение итогов урока
10. Домашнее задание
Повторить СПП с придаточными обстоятельственными. Упр. 448.