Цель: обучать детей изменению слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Организационный момент. Сравнить пары слов: чем они похожи и в чем их различие (река – речка; сад – садик; коза – козочка; дед - дедушка).
Учитель – логопед сообщает тему занятия: «Сегодня мы будем учиться образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».
- Образование слов с ласковым оттенком (устно).
печь – печка
дочь – дочка
мышь – мышка
ночь – ночка
- Работа с текстом. «Прочитайте внимательно текст и найдите ласковые слова». Спала кошечка на крыше – сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры. «Какие суффиксы помогают делать слова ласковыми?»
- Работа с картинками. «Посмотрите на картинки, образуйте ласковые слова с помощью суффикса « ик » и запишите их в тетрадь». Чиж – чижик, ёж – ёжик, нож – ножик, мяч – мячик, зонт – зонтик, дом – домик. «Подчеркните сочетание жи-ши.»
- Физкультурная минутка. Игра «Запретное движение».
- Составление предложений по картинкам. «Посмотрите на картинку и составьте предложения со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами». (Картинка «Магазин», «Игрушки»).
- Работа с текстом. «Спишите текст, заменяя подчеркнутые слова ласкательными по образцу». Образец: Зайчик сидит под елочкой.
Заяц сидит под елкой.
Белка грызет орехи.
Ёж спешит к своим детям.
Он несёт им гриб на иглах. - Итог занятия. Пароль на выход: «Придумайте слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом».