I. Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5–6-х классах. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать авторскую программу по курсу кружка “ За страницами учебника математики”. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.
Программа рассчитана на два года обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся первого и второго года обучения – 2 часа в неделю.
Оптимальная численность группы – 15 человек.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся пятых классов.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач
II-1. Учебно-тематический план 1-го года занятий
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
Вводное занятие. Как возникло слово “математика” | 2 |
|
Натуральные числа. Рассказы о числах-великанах | 2 |
|
Запись цифр и чисел у других народов | 2 |
|
Задачи, решаемые с конца | 2 |
|
Математические ребусы | 2 |
|
Инварианты | 4 |
|
Принцип Дирихле. | 6 |
|
В стране рыцарей и лжецов | 6 |
|
Графы и их применение в решении задач | 4 |
|
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц | 6 |
|
Первые шаги в геометрии | 2 |
|
Пространство и размерность | 2 |
|
Простейшие геометрические фигуры | 4 |
|
Конструирование | 2 |
|
Куб и его свойства | 2 |
|
Задачи на разрезание и складывание фигур | 4 |
|
Треугольник. Пирамида | 2 |
|
Правильные многогранники | 2 |
|
Геометрические головоломки | 4 |
|
Измерение длины. Метрическая система мер | 2 |
|
Измерение площади и объема | 2 |
|
Вычисления длины, площади и объема | 2 |
|
Геометрический тренинг | 2 |
|
Проценты | 2 |
|
Итоговое занятие | 2 |
|
Итого: |
72 |
III-1. Содержание 1-го года занятий
|
II-2. Учебно-тематический план 2-го года занятий
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
1. | Среднее арифметическое и разные задачи | 4 |
2. | Четные и нечетные числа | 2 |
3. | Признаки делимости. Остатки | 4 |
4. | Простые числа | 2 |
5. | От натуральных к дробным числам | 2 |
6. | Периодические дроби | 2 |
7. | Приемы устного счета | 4 |
8. | Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними | 4 |
9. | Задачи с дробями и процентами | 6 |
10. | Задачи на движение с дробями и процентами | 4 |
11. | Пропорции | 6 |
12. | Пропорциональное деление чисел и величин | 4 |
13. | Задачи на совместную работу | 4 |
14. | Число . Длина окружности, площадь круга | 2 |
15. | Возникновение отрицательных чисел | 2 |
16. | Решение линейных уравнений, содержащих модули | 4 |
17. | Решение задач с помощью уравнений | 4 |
18. | Параллельные и перпендикулярные прямые | 2 |
19. | Осевая и центральная симметрии | 2 |
20. | Координатная плоскость | 4 |
21. | Графики и диаграммы | 2 |
22. | Итоговое занятие | 2 |
Итого: |
72 |
III-2. Содержание 2-го года занятий
- Среднее арифметическое и разные задачи. Решение задач на нахождение среднего арифметического и на смешение первого рода. Нахождение среднего взвешенного Задачи на смеси и сплавы.
- Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел. Решение задач с использованием свойств четных и нечетных чисел.
- Признаки делимости. Остатки. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 18, 25. Решение задач с использованием признаков делимости.
- Простые числа. Понятие простого числа. Удобный способ отыскания простых чисел (“решето Эратосфена”), Евклид о простых числах. Простые числа Мерсенна. Числа-близнецы.
- От натуральных к дробным числам. Что такое ломаное число? Древнекитайская задача с дробями. Староиндийская задача с цветами и пчелами. Задачи с дробями у древних армян. Древнеегипетская задача с дробями.
- Периодические дроби. Бесконечная десятичная дробь. Возникновение бесконечных десятичных дробей при измерении. Представление бесконечной периодической десятичной дроби виде обыкновенной.
- Приемы устного счета. Умножение двухзначных чисел на 11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Умножение на 155 и 175. Деление на 5 и 25. Умножение на 9, 99, 999. Умножение на 111.
- Скорость, расстояние, время и таинственные соотношения между ними. Различные способы решения задач на движение.
- Задачи с дробями и процентами. Задачи на действия с дробями и процентами. Три основные задачи на дроби и проценты. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, сумме и отношению с использованием дробей и процентов.
- Задачи на движение с дробями и процентами. Движение тел по течению и против течения реки. Одновременное и разновременное начало противоположно направленных движений и движений в одном направлении.
- Пропорции. Прямо пропорциональная зависимость величин. Решение задач на проценты с помощью пропорции. Разные задачи на пропорции. Обратная пропорциональная зависимость величин.
- Пропорциональное деление чисел и величин. Решение задач на пропорциональное деление. Деление числа на части, обратно пропорциональные данному ряду чисел. Задачи на пропорциональное деление из “Арифметики” Л.Ф. Магницкого.
- Задачи на совместную работу. Решение задач на совместную работу. Разные задачи.
- Число ?. Длина окружности, площадь круга. История открытия числа ?. Приближенное вычисление числа ? . Задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Измерение земного меридиана Эратосфеном.
- Возникновение отрицательных чисел. История возникновения отрицательных чисел. От Диафанта до Бхаскары. Путь к признанию отрицательных чисел.
- Решение линейных уравнений, содержащих модули. Определение модуля числа. Различные способы решения линейных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.
- Решение задач с помощью уравнений. Задачи на движение. Задачи на движение по воде. Задачи на совместную работу. Облегченный способ решения некоторых задач повышенной сложности.
- Параллельные и перпендикулярные прямые. Различные способы построения параллельных и перпендикулярных прямых. Основное свойство параллельных прямых.
- Осевая и центральная симметрии. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Построение фигур, симметричных данным. Симметрия в природе.
- Координатная плоскость. Прямоугольная система координат на плоскости. Р. Декарт. Рисуем по координатам.
- Графики и диаграммы. Графики. Чтение графиков. Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.
- Итоговое занятие. Подведение итогов. Поощрение успешно занимавшихся учащихся. Математический КВН.
IV. Методическое обеспечение
Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
- Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
- Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
- Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.