Программное содержание:
- Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
- Способствовать воспитанию звуковой выразительной речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким голосом и т.п.
- Закрепить знания о домашних животных.
- Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок».
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
Материалы: большая игрушечная машина-грузовик; игрушки: корова, лошадь, кошка, собака; картинки из серии «Домашние животные» – «Кошка», «Собака», «Лошадь», «Корова» и картинки из серии «Животные и их детёныши» – «Кошка с котёнком», «Собака со щенком», «Лошадь с жеребёнком», «Корова с телёнком» (наглядно-дидактическое пособие «Раннее детство: развитие речи и мышления», автор Л.Н.Павлова).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть.
В групповую комнату входит Карлсон (игрушка) с большою игрушечной машиной, в кузове которой находятся игрушки: корова, кошка, собака, лошадка.
Воспитатель: Дети, посмотрите: кто это к нам приехал в гости? (Хоровой и индивидуальные ответы детей). Правильно! Кошечка, корова, собачка и лошадка! (Поясняет) Это домашние животные.
II часть. Домашние животные
Воспитатель показывает знакомые детям картинки («Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь») и спрашивает:
– Какие животные изображены на каждой картинке? (Дети узнают и называют их).
Далее воспитатель рассказывает о «взрослых» и «малышах» в животном мире. Сравнивает с человеческими семьями. Читает:
Кто ребёнка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Напоит кто молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя!
Ну, а как же у других –
У котёнка, у телёнка,
У щенка, у жеребёнка
Есть ли мамы?
Вот о чём
Поведём мы разговор.
III часть. Животные и их детёныши
Воспитатель поочерёдно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детёныши, спрашивает: «Кто же на картине нарисован? (Хоровой и индивидуальные ответы детей).
Правильно! Корова. А кто рядом с ней? Это
её детёныш – телёнок. Кто же это? Повторите:
«Корова с телёнком».
Обращает внимание детей на то, что корова
большая, а телёнок маленький. У коровы рога, она
бодается. У телёнка нет рожек, ещё не выросли (или
у телёнка ещё очень маленькие рожки). Корова
большая, мычит громко, протяжно: «М-М-У-У-У».
Дети воспроизводят мычание коровы и телёнка (хором
и индивидуально).
На лугу телёнок скачет,
«Му-у-у» – кричит,
Но он не плачет,
Мать-коровушку зовёт.
Молоком поит она
И телёнка, и тебя.
Воспитатель показывает следующую картину:
«Посмотрите, а кто на этой картине нарисован?» ((Хоровой
и индивидуальные ответы). Правильно! Собака! А
кто рядом с нею? Это её детёныш – щенок. Кто же
это? Повторите: «Собака со щенком».
Затем рассматривают картину «Лошадь с
жеребёнком».
Выгнул шейку жеребёнок –
Сильной лошади ребёнок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.
Следующая картина «Кошка с котёнком»:
Посмотри, играют в прятки
Шаловливые котятки.
Притаилась у окошка,
Тихо-тихо мама-кошка
Учит деточек играть:
Мячик по полу катают,
Мышкой мяч воображают.
То подбросят, то поймают!
Дети с удовольствием рассматривают эти
картины, хором и индивидуально отвечают на
вопросы воспитателя, подражают голосам животных.
Воспитатель даёт дополнительную информацию,
например о повадках домашних животных, о том
почему они необходимы людям.
IV часть. О больших и маленьких
Воспитатель рассказывает детям о том, как взрослые животные заботятся о своих детёнышах: вылизывают, защищают, оберегают. В непринуждённом диалоге закрепляются слова: «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок», «детёныш» и «детёныши».
V часть. Дидактическая игра «Найди детёныша для мамы»
Воспитатель обращает внимание детей на машину,
которая привезла гостей, и предлагает следующий
рассказ.
«Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок
убежали из дому и заблудились; встревоженные
мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был
самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он
замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы).
Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять
из кузова машины кошку (найти её среди других
«мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу,
на котором лежат картинки с изображением
котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать
детёныша кошки. Аналогично дети выполняют и три
других задания – на выбор нужной картинки.
VI часть
Воспитатель переносит картинки с
изображениями животных и их детёнышей на
мольберт, чтобы дети могли не только ещё раз
посмотреть на них, вспомнить, как животные
называются, но и «поговорить» с ними, и даже
поиграть.
Далее воспитатель говорит: «А теперь посадим мам
и их детёнышей в машину и повезём на прогулку».
Исходя из уровня возможностей своих маленьких
подопечных, воспитатель может в конце занятия
предложить послушать стихи А.Шибаева (с
подговоркой текста):
Жил-был маленький ЩЕНОК.
Он подрос однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая – …ЖЕРЕБЁНОК с каждым днём
Подрастал и стал …Этот важный КОТ Пушок
Был маленьким …А отважный ПЕТУШОК –
Крохотным …
В конце занятия, воспитатель хвалит детей и раздает принесенные игрушки детям.