Цель:
- Закрепить умение определять однородные члены предложения.
- Закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать мыслительные операции.
- Научить правильно их оформлять на письме.
- Воспитать доброжелательность и уважение к своей стране, через окружающий мир
- Воспитать умение работать в коллективе.
Оборудование:
- физическая карта России,
- рисунок корабля и существа “Шкафодома”,
- картины гор, равнин, рек, лесов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
“ Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
На картинку посмотри
Ничего не говори”.
Слово учителя о Фантастическом госте:
“Мы летим в космическом корабле над нашей страной. Она далеко в низу вся в голубом сиянии, любимая и дорогая. Но вдруг что-то зашуршало по обивке корабля, будто кто-то ползет. Клочок тени появился на толстом прозрачном стекле. Существо вежливо просилось в корабль. Это инопланетянин. Гость проплыл входной люк и познакомился с нами. Его звали Шкафодом (большой шкаф, огромный дом). Он летел с далекой планеты, чтобы посмотреть на землю. Первым он задал вопрос (я буду их вам переводить), увидев на нашем корабле звезду: “Ребята, что это за знак?”
Дети: “Это знак дружбы народов земного шара. Но мы готовы дружить и с другими планетами”.
Учитель: “Чтобы корабль плыл ровно и плавно, нужно выполнить задание.
ЧИСТОПИСАНИЕ. ( На доске ):
Далекие звезды на небе горят и
Зовут в гости всех ребят
- Найти главные члены предложения (несколько сказуемых при одном подлежащем)
- Чем выражено подлежащее и сказуемое?
- Списать
РАБОТА ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
Учитель: “ Для посещения Земли у Шкафодома мало времени. Он хотел побывать в такой стране, где можно увидеть моря. Помогите ему назвать моря в нашей стране!”
- На доске: К–спийское -----
- Б– лтийское ----
- М–ря ----
(подобрать проверочные слова, определить части речи, записать предложение)
Комментированное письмо. “Река Волга впадает в Каспийское море”.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
ШКАФОДОМ: “ А горы есть в вашей стране?”
ДЕТИ: ”У нас так же много гор, как и морей. Высокие горы Кавказские, Уральские. Еще есть горы Памир”.
ЗАДАНИЕ:
- а) разобрать по составу слова: УРАЛЬСКИЕ КАВКАЗСКИЕ
- б) Записать под диктовку: “ Уральские горы
пересекают нашу страну с севера на юг,
как высокая стена”.
( Спросить правописание слов по ходу письма)
Шкафодом: “ А как называется земля, где ровно, где травка и деревья?”
ДЕТИ: “Это равнины. В нашей стране громадные равнины, на каждой уместилось бы несколько других стран”
СПИСАТЬ: “В нашей стр.не много равнин. Им нет к.нца и края.”
(Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание безударной гласной, характеристика предложения)
ФИЗМИНУТКА.
“Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох,
Путь не близок, недалёк.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей”.
Шкафодом: “ А как можно путешествовать?”
ДЕТИ: “ По рекам”.
ЗАДАНИЕ.
а) Выборочное письмо под диктовку учителя, Распределить имена существительные по родам.
Мужской род Енисей Амур Урал Днепр |
Женский род Лена Волга Обь Ока |
б) Запись под диктовку.
“Река Лена начинается в горах на юге страны, а кончается на севере и впадает в ледовитое море Лаптевых”.
- Дать характеристику предложения,
- разобрать предложения по членам и назвать однородные члены.
- Расставить знаки препинания.
ШКАФОДОМ: “А почему люди при встрече и на прощание жмут друг другу руки?”
ДЕТИ: (картинка) “ Это давний обычай. “Вот моя рука, в ней нет оружия”. А как у вас здороваются и прощаются?”
Шкафодом: “Мы встаем друг перед другом и прикладываем одну руку к губам, другую к уху. Это значит, если один позовет, другой услышит. Это - обещание прийти на помощь, если она потребуется”.
ЗАДАНИЕ: (на доске)
“ Наша страна славится горами морями полями городами. В ней надо быть хорошим человеком. Прекрасна наша страна но надо быть достойным её”
- а) списать как контрольное списывание,
- б) расставить знаки препинания,
- в) дать характеристику предложению и назвать однородные члены.
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА (Устно)
НА ДОСКЕ СЛОВА: ДАСЕБЕ РЕКДТОР БАЗАВА (беседа директор забава)
Задание.
- а) расшифровать слова,
- б) найти общее в этих словах,
- в) назвать лишнее слово,
г) составить предложение с однородными членами предложения
.УЧИТЕЛЬ: “И тут корабль вдруг рванулся в сторону и исчез в черноте космоса”.
Д/З.
Написать Шкафодому письмо, сообщить ему то, о чем мы не успели ему рассказать.
Опорные слова:
- Новый год,
- снег,
- подарки,
- ёлка.
ИТОГ УРОКА.
Понравилось ли вам путешествие?