Цель: дать представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, и определить критерии идеальной семьи.
Задачи:
- Формирование у учащихся чувства любви и уважения, гордости за свою семью.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Сплочение классного коллектива.
- Создание модели благополучной семьи
- Исследование межличностных взаимоотношений в семье
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1), экран, ватман, бумажные заготовки по количеству детей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Подготовительный этап
- формирование групп учащихся;
- изготовление совместно с родителями дома семейных цветков (бумажный цветок, на лепестках которого написаны слова, характеризующие эту семью) .
2. Вводный этап
- всему классу объясняются цель и задачи мероприятия;
- даётся общее направление мероприятия;
- диагностика межличностных взаимоотношений в семье;
Задача данного этапа – создать эмоциональный настрой учащихся.
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, мы сегодня собрались здесь для проведения мероприятия на тему «Секрет счастливой семьи». Мы с вами поговорим о семье, о людях, которые нас любят и заботятся о нас. В ходе нашего мероприятия мы должны создать модель идеальной Семьи, определив её основные положительные качества.
Учитель:В детстве мне мама рассказала сказку. Хочу вам ее поведать.
Давным-давно, много веков тому назад, так много
цветов на земле, как теперь, не было. В ясный день
можно было увидеть только один Цветочек, который
то распускался, то закрывал свой бутон.
Однажды Солнышко спросило у цветочка:
«Цветочек, почему ты, то яркий, расцветаешь и
украшаешь дорогу путнику, то тусклый и
незаметный»?
Цветочек долго молчал, а потом, вздохнув, ответил:
«Я закрываю свой бутон тогда, когда мне одиноко.
Ведь рядом со мной нет ни одного цветочка,
похожего на меня. А так хочется видеть кого-то
рядом с собой!»
«А когда ты распускаешься?» – спросило
Солнышко.
«Я распускаюсь тогда, когда я вижу спешащих
странников. Мне всегда было интересно узнать, что
их манит в дорогу, куда они так спешат»?
«Ты узнал тайну спешащих странников»? – спросило
Солнышко
«Да, – ответил Цветочек.– Однажды я задал этот
вопрос страннику, который был долгое время в
пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от
долгого пути, каждый шаг давался ему с большим
трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза»? – недоумённо спросило
Солнышко.
«Они светились в темноте от счастья и радости, –
ответил, тяжело вздохнув, цветочек и продолжил. –
Чему ты радуешься, странник»?
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска
хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд,
преодолевая все преграды, потому что знал: дома
меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей
семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых
глаз я готов совершить даже невозможное».
Цветочек замолчал, а затем ответил: «Вот с той
самой поры я и стараюсь дарить как можно больше
красоты и радости тем путникам, которые несут
счастье в свой дом, в свою семью».
Солнышко посмотрело на Цветочек и спросило: «Мой
маленький помощник! А ты хотел бы иметь свою
семью, любящих близких, которые бы помогали тебе
делать людей счастливыми»?
«А разве это возможно»? – с надеждой спросил
Цветочек.
Солнышко, не говоря больше ни слова, махнуло
золотым лучиком, и в тот же миг на поляне расцвели
тысячи новых цветочков, которые помахивали на
ветру своими лепесточками, как будто говорили:
«Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна Семья»!
Ребята, семья – это главное в жизни для каждого
из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого
мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы
учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Свою семью я изобразила в виде цветочка.
Учитель прикрепляет свой цветочек на доску.
Учитель:Но моему цветочку сейчас также одиноко, как цветочку из сказки. Я знаю, что вы дома вместе с родителями также сделали свои цветочки. Прикрепите их на доску.
Ученики по очереди прикрепляют свои цветочки на доску.
Учитель: Как вы думаете, на что
похожа теперь наша доска? Правильно, на цветочную
поляну. Теперь мой цветочек не одинок, он в
дружной семье, среди ваших цветочков.
Я думаю, в детстве ваши родители много вам
рассказывали сказок. Давайте попробуем
вспомнить те сказки, где сказочные герои живут в
своих семьях. И на основе их семейных отношений
постараемся выработать критерии нашей идеальной
семьи. На нашей доске есть еще один цветок. Именно
он будет моделью нашей идеальной семьи.
3. Основной этап
- работа в группах;
- создание модели семьи и символа класса.
Учитель: Вспомните сказку «Репка» (слайд
№2)
Назовите главного героя сказки.
Перечислите членов его семьи.
Как бы вы охарактеризовали семью этого героя?
Хотели бы вы жить в этой семье? Почему?
Подберите критерии, характеризующие эту семью
А теперь каждая группа проанализирует свою сказку.
- I группа – «Лягушка-царевна»
- II группа – «Мальчик с пальчик»
- III группа – «Гуси-лебеди»
- IV группа – «Золушка»
Работа в группах
Ребята должны проанализировать сказку по следующим вопросам (слайд №3):
- Назовите главного героя сказки.
- Перечислите членов его семьи.
- Как бы вы охарактеризовали семью этого героя?
- Хотели бы вы жить в этой семье? Почему?
- Подберите критерии, характеризующие эту семью
Если семья характеризуется учениками отрицательными качествами, то они должны предложить для модели идеальной семьи противоположные положительные качества.
Общее обсуждение, выявление критериев идеальной семьи
(Слайды № 4–7)
Каждая группа после анализа своей сказки
предлагает по два критерия для модели идеальной
семьи. Каждый критерий они прикрепляют на
лепестки цветка, который символизирует модель
идеальной семьи.
После анализа сказок, когда каждый лепесток
цветка заполнен критерием, учитель вместе с
классом подводит итог, что же у них получилось,
каким качествам соответствует идеальная семья,
созданная учениками.
Учитель: Ребята, у нас осталась не
заполненной сердцевина цветка. Как вы думаете, а
ваш класс можно считать одной большой семьей? А
какая вы семья?
Я предлагаю вам создать эмблему вашего класса.
Работа будет проходить в группах, но в итоге
будет создана только одна эмблема. Каждая группа
должна подобрать для эмблемы свой элемент.
- I группа – фон
- II группа – символ
- III группа – животное
- IV группа – девиз
Вы должны объяснить, почему именно этот элемент вы выбрали, и какое отношение он имеет к вашему классу.
Каждая группа получает свой пакет с
раздаточным материалом. На слайде представлено,
что каждый элемент обозначает (слайд № 8).
После того, как каждая группа обсудила свое
задание и выбрала элемент для эмблемы, они
складывают в сердцевине цветка аппликацию.
4. Рефлексивно-оценочный
Учитель: Вот смотрите, что у нас получилось (краткая характеристика класса).
А еще моя семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Наша «мама классная». (Слайд №
9)
Оказывается, у каждого из вас есть две дружные
семьи. Я предлагаю вам на листе бумаги закончить
предложение «Для меня семья – это…».
Ваш ответ мы запечатаем в конверт, передадим
классному руководителю на хранение. (Слайд №10)
Использованные материалы:
- Лямец С.А. Семейный праздник «В семейном кругу».
- https://urok.1sept.ru/articles/418136/