Изучение литературного краеведения способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы и литературоведческих представлений, необходимых для освоения искусства слова, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы и приблизить школьный материал к окружающей действительности.
Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно чётко сформулировал идею изучения природы родного края в первой половине XVII века Я.А.Каменский, впоследствии его поддержали русские педагоги В.Р.Зуев, К.Д.Ушинский, Д.Д.Семёнов.
Работу над данной проблемой мы начали с определения задач курса, принципов подбора литературного материала. В соответствии с этим следующим шагом стал поиск, ознакомление, отбор текстов для чтения. В ходе предварительной работы нами был сделан акцент на рассмотрении таких объектов краеведения, как природа, история, искусство, население, народное хозяйство области. Далее мы составили программу факультативного курса "Литературное краеведение".
Курс "Литературное краеведение" изучается во 2-4 классах четырёхлетней начальной школы. Этот интегрированный курс является составной частью и начального литературного, и естественно-научного, и экологического образования. Он позволит детям поближе познакомиться с особенностями природы Амурской области, её людьми, историей, архитектурой.
При этом будет иметь большое значение воспитательная направленность проводимых занятий, будет развиваться воображение, эмоциональная сфера учащихся, укрепится интерес к познанию своего края.
Объект изучения - край: его социальная, культурная, а также природная среда.
Цель - поиск путей использования литературного краеведческого материала для пробуждения интереса, развития любви к родному краю, его природе, людям.
Организация достижения этих целей определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.
Задачи курса:
- Обеспечить полноценное восприятие произведения, глубину понимания учащимися текста и специфики его литературной формы.
- Обеспечить формирование литературоведческих представлений, которые необходимых школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Способствовать формированию представлений о специфике Амурской области.
- Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к родному городу.
Краеведческий курс органично вписывается в образовательную программу начальной школы, т.к. способствует не только познанию окружающего мира, но и решает дидактические задачи.
Важнейшее условие результативности курса - сочетание аудиторных и экскурсионных занятий.
Принципы подбора литературного материала:
- Художественно-эстетический (для отбора произведений).
- Жанровый и авторский (для констатации многообразия жанров детской литературы).
- Эмоционально-эстетический (для воздействия на эмоционально-чувственную сферу ребенка).
Кроме того, реализуются и общепедагогические принципы:
- Доступности.
- Ценностно-ориентированный (позволяет применить приобретённые знания для самостоятельной работы).
- Системности (предполагает взаимодействие с другими формами работы: экскурсии, выездные беседы, библиотечные часы, конкурсы)
- Преемственности (позволяет установить взаимосвязь с уроками).
Как осуществить обучение литературному краеведению во 2-4 классах?
2-й и 3-й классы - это формирование читателя на доступном текстовом материале. Углубляются программные литературные познания, обогащается читательский опыт за счёт расширения круга знакомств с писателями, новыми жанрами. Один из принципов построения материала в этих классах - сезонность. Прослеживается экологическая направленность.
В 4-м классе акцент делается на историю области, её городов, людей. Формирование исторических представлений - необходимый этап на пути становления словесно-логического исторического мышления. Учитель должен направить познавательную деятельность детей на образное воссоздание исторического прошлого через его "проживание".
Программа факультатива "Литературное
краеведение"
Второй класс.
(1 час в неделю, всего 34 часа)
- Вводное занятие.
- Библиотечный час. Творчество П.С.Комарова.
- П.С.Комаров "Цапля".
- П.С.Комаров "Про выдру".
- П.С.Комаров "Бухало".
- Н.Н.Дьякова "Одуванчик", "Горох".
- С.П.Повный "Про грибы".
- С.М.Демидов "Светофор", "Собирала я малину:", "Мама чистила картошку".
- С.М.Демидов "Что случилось с языком?", "Родня".
- Е.Бутова "Лист", Н.Метёлкина "Утренний этюд".
- П.С.Комаров "Зима".
- С.М.Демидов "Чем рисует Дед Мороз?".
- С.М.Демидов "Воробей".
- И.Д.Игнатенко "Сойка", "Кормушка".
- И.Д.Игнатенко "Поползень".
- Литературная гостиная. Встреча с Н.Н.Дьяковой.
- Н.Н.Дьякова "Ёлка".
- Н.Н.Дьякова "Мастер", С.П.Повный "Мастерить умею".
- Н.Н.Дьякова "Блины" (Масленица).
- А.Баш "Почему-то весна не спешит:", Е.Бутова "Ожидание весны".
- С.П.Повный "Подснежник", И.Игнатенко "Рисунок".
- Е.Бутова "О весне", П.С.Комаров "Апрель".
- И.Д.Игнатенко "Иваси и караси", "Гильчин".
- Н.Н.Дьякова "Паук", "Сороки".
- Ю.Архаров "Тигр и бурундук".
- Е.Бутова "Одуванчик", "Росянка".
- Ю.Архаров "В пригородном лесу".
- Т.Г.Ильина "Усатый нянь".
- С.П.Повный "На огороде", "Мы посеяли:".
- С.П.Повный "Дождь", "Радуга".
- -33/ Т.Г.Ильина "Карат".
- 34. Итоговое занятие.
Третий класс.
(1 час в неделю, всего 34 часа)
- Вводное занятие. Е.Бутова "Стихи - моя стихия".
- В.Яковлев "Летом".
- Н.В.Релина "Июль".
- П.С.Комаров "Барсук".
- П.С.Комаров "Сойка".
- Экскурсия "Заповедный уголок земли Амурской".
- Экскурсия "Заповедный уголок земли Амурской".
- И.Д.Игнатенко "Начало осени", "Журавли".
- С.П.Повный "Я расту".
- И.А.Ерёмин "Осень на Амуре".
- П.С.Комаров "Весёлое новоселье".
- А.Вислополов "Первый снег", Т.Максимова "Снег-драчун".
- П.С.Комаров "Следопыт".
- И.Д.Игнатенко "Снегопад", "Снеговик", "Зимняя прогулка".
- М.Толина "Настоящий зимний лес:".
- А.Вислополов "Встреча Нового года".
- Экскурсия в краеведческий музей "В гости к народам Севера".
- П.С.Комаров "Зима в Эвенкии".
- Н.Н.Дьякова "Художник", С.П.Повный "Маринкины заботы".
- Библиотечный час "Певец земли окраинной - Л.П.Волков".
- Л.П.Волков "Весна".
- В.Е.Волчков "Лесные бомжи".
- Л.П.Волков "На зелёной лужайке, где льются ключи:".
- Н.Б.Трубников "Рассказики".
- Н.Б.Трубников "Рассказики".
- А.Вислополов "Стул".
- Экскурсия в краеведческий музей. "Амурцы в годы Великой Отечественной войны".
- Е.Бутова "Память о деде".
- Обзор газеты "Калейдоскоп".
- Л.Г.Андреев "Филин".
- Л.Г.Андреев "Перед рассветом".
- М.Синявский "Печальный результат".
- Творческий час.
- Итоговое занятие.
Четвёртый класс.
(1 раз в неделю, всего 34 часа)
- Вводное занятие.
- Л.Баранчеев "Золотая осень".
- Экологическая экскурсия "Здесь мало всмотреться, здесь вслушаться надо:".
- Н.Пузыревская "А лето погостило мало:".
- П.С.Комаров "Приамурье".
- Л.П.Волков "Не богат наш край преданьями:".
- П.С.Комаров "На краю России".
- Экскурсия "По историческим и памятным местам г. Благовещенска".
- Л.П.Волков "В первые дни покорения края:".
- В.А.Яганов "Две улицы".
- Выездная беседа краеведческого музея "Имена наших улиц".
- М.Толина "Первый дом".
- В.А.Яганов "Рождество".
- В.А.Яганов "Троицкая церковь". Церкви старого Благовещенска.
- Л.И.Кузнецов "Полвека назад".
- Л.И.Кузнецов "Полвека назад".
- Л.И.Кузнецов "Полвека назад".
- В.Г.Алюшин "Под вечер зеркало воды:".
- Н.Н.Дьякова "Знойный день опустился в вечность:".
- Стихи китайских поэтов о г.Благовещенске (Сяо Фан и Ли Янлен).
- Литературная гостиная (встреча со С.П.Повным).
- С.П.Повный "Из детства".
- Е.Мариинский "Ночной полёт".
- Е.Мариинский "Ночной полёт".
- Н.В.Релина "Цветок войны", С.Смоляков "Мы смертный выдержали бой:".
- Амурская область в годы войны (беседа).
- С.П.Повный "Фронтовики".
- Н.В.Релина "Сидящие под звуки гимна".
- С.П.Повный "Ночная погоня".
- В.А.Яганов "Я живу на границе".
- Г.Воловик "Наступление БАМа".
- В.Могильников "Амурская весна".
- Игра "Колесо истории" (история Амурской области).
- Итоговое занятие.
Работа по этой программе проводится с использованием созданного дидактического материала в форме тетради на печатной основе. Каждому занятию отводится отдельный лист тетради с заданиями к тексту литературного произведения. Задания носят интегрированный характер.
Так, например, работая над стихотворением Л.П.Волкова "На зелёной лужайке, где льются ключи:" в 3-м классе, мы знакомимся с видами фиалок, местами их распространения в Амурской области, природоохранными мероприятиями. На этом занятии дети в тетради на печатной основе работают с картой Амурской области и отмечают условными знаками места произрастания фиалок, знакомятся с легендой о происхождении цветка, делают зарисовки, выполняют творческую работу. В 4-м классе после чтения и литературного анализа стихотворения В.Яганова "Троицкая церковь" ученики рассматривают помещённые в тетради фотографии церквей старого города и узнают об их месторасположении, здесь же записывают краткие исторические сведения.
В настоящее время мы разрабатываем в помощь учителям, которые пожелают работать по данной программе, методические рекомендации, где будут даны практические советы для более успешной организации работы с тетрадью и приведены фрагменты занятий.