Открытый урок в 4-м классе. Тема: "Логика"

Разделы: Начальная школа


Цели: научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы

ХОД УРОКА

1. Игра на внимание "Буква, цифра" (4 мин).

Правила игры: ученики цепочкой поочередно в быстром темпе называют буквы в алфавитном порядке и цифры по порядку, например А - 1, Б - 2 и т. п.

2. Беседа об упорядочении (3-4 мин).

- В игре вы называли буквы и цифры по порядку. С заданием "упорядочить", "разложите по порядку" дети сталкиваются еще в дошкольном возрасте. Например, палочки можно разложить по возрастанию длины, кубики или кольца пирамидки - упорядочить по величине, цветные карточки - по интенсивности цвета.

По каким еще признакам можно упорядочивать объекты?

- :

- Для чего нужно упорядочение?

- :

Справка:

Слово "порядок" имеет разные значения:

1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо: "навести порядок в комнате".

2. Последовательность, построенная по какому-то правилу (признаку): "разложить фигуры по порядку".

3. Проверка домашнего задания (5 мин).

Из ответов детей складывается общая картина характерных признаков человека.

4. Упражнение на упорядочение группы (7 мин).

- Представим группу людей. Их можно выстроить по порядку: по росту, весу, возрасту, в алфавитном порядке по фамилиям... По каким еще признакам можно упорядочить эту группу?

- :

Возможные варианты: образование, здоровье, успеваемость, стаж работы, спортивные показатели, "семейный" стаж, доход, длина волос, размер ноги, объем головы, окружность талии и др.

Желательно, чтобы назывался не только признак для упорядочения, но и ситуация, при которой такое упорядочение необходимо.

Например, при приеме на работу имеют значение образование и стаж работы, в обувном магазине товары упорядочены по размеру ноги, при поступлении в вуз учитывается средний балл оценок на вступительных экзаменах, на соревнованиях награждают того, кто лучше бегает; для фотомоделей имеет значение окружность талии и т. д.

5. Работа в группах (12-15 мин).

- В предыдущем задании мы учились упорядочивать объекты по различным, в том числе нехарактерным признакам. Однако такое упорядочение очень часто не имеет никакой практической значимости, поэтому следует уметь упорядочивать объекты именно по характерным признакам.

Каждая группа получает название класса, необходимо придумать признаки, по которым объекты, входящие в этот класс, можно расположить по порядку.

Примеры классов:

моря, пещеры, птицы, деревья, страны, здания, автомобили, самолеты, телевизоры, звезды и др.

Ответы групп учитель дополняет сообщением о книге рекордов Гиннесса (в этой книге описаны объекты, у которых отдельные признаки достигают крайних (т. е. максимально и минимально выраженных) значений) и приводит соответствующие примеры.

Например: "Моря можно упорядочить по глубине. Самое глубокое море в мире - Филиппинское, самое мелкое - Желтое".

Вариант выполнения задания:

"Упорядочить предложенные объекты можно по следующим признакам:

  • моря: по площади, глубине, температуре, солености, прозрачности и т. д.;
  • пещеры: по глубине, протяженности подземелья, просторности подземного зала и т. д.;
  • птиц: по росту, весу, продолжительности жизни, количеству потомства, размерам яйца, скорости и дальности полетов, размаху крыльев, количеству взмахов в секунду и т. д.;
  • деревья: по высоте, ширине, возрасту, продолжительности жизни, скорости роста, плотности, глубине залегания корней и т. д.;
  • страны: по площади, количеству населения, средней продолжительности жизни, уровню грамотности, количеству вооружения, количеству музеев и памятников и т. д.;
  • здания: по возрасту, прочности, высоте, просторности, размеру окон, акустическим качествам и т. д.;
  • автомобили: по скорости, размерам, размеру шин, дальности пробега и т. д.;
  • самолеты: по рекордам скорости, высоты и дальности полетов, надежности, грузоподъемности, размерам и т. д.;
  • телевизоры: по размерам экрана, качеству изображения, гарантийному сроку и т. д.;
  • звезды: по расстоянию до них, величине, яркости, возрасту, температуре, продолжительности существования и т. д.

  

Справка:

  • Самое соленое море - Красное, самое большое по площади - Саргассово, самое теплое - Красное, с самым большим содержанием золота в воде - Балтийское.
  • Самая длинная пещера - Флинт-Мамонтова (штат Кентукки, США), самая глубокая - Пьер-Сен-Мартен (Пиренейские горы), самое протяженное подземелье - Одесские катакомбы.
  • Самый первый автомобиль - 1769 г.
  • Первый полет на самолете братьев Райт - 1903 г.
  • Самый первый телевизор - 1897 г.
  • Самое высокое дерево - секвойя, самое старое - сосна в Калифорнии (4900 лет).

6. Упражнение "Кто больше?" (4-5 мин).

Задание: в течение минуты написать как можно больше слов.

- Как оцените, кто из учеников лучше справился с заданием? Что нужно подсчитывать: количество слов или количество букв в словах?

- :

По желанию учитель может распределить учеников по результатам выполнения работы.

Рекомендуется проанализировать самые лучшие результаты: была ли какая-то система, порядок при написании?

Вывод: в заданиях типа "Кто больше... (знает, назовет, напишет)?" обычно побеждает тот, кто называет объекты не хаотично, а придерживаясь какой-либо системы (по темам, в алфавитном порядке, по ассоциации и др.).

7. Задание на смекалку (4-5 мин).

Детективная история:

"Инспектор и два его помощника гнались за преступниками. Следы привели их к подвалу. Укрепив на выступе стены канат, сыщики опустились в подвал. Но не успели они осмотреться, как преступник вытянул веревку, свисавшую из окна. Как же выбраться из подвала? Решили выстроить пирамиду: внизу стал самый высокий сыщик, затем сыщик пониже и, наконец, самый низкорослый сыщик. До окна не хватало каких-то 5 см. Что делать?"

(Следует поменяться местами. Если высокий сыщик станет вверху пирамиды, то он сможет достать до окна, так как у высоких людей длиннее руки.)

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание (2-3 мин).

Придумать как можно больше вариантов упорядочения планет Солнечной системы (по материалам справочной литературы).