Классный час в 1—2-х классах на тему "Кто аккуратен, тот людям приятен"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель урока: формировать у детей стремление к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида, к аккуратности и организованности.

Оснащение урока:

  • Предметы для проведения викторины загадок (мыло, полотенце, губка, щётки).
  • Рисунки учащихся к произведениям В.Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н.Носова "Заплатка", В.Одоевского "Мороз Иванович", К Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе". (DVDс фрагментами данных произведений.)
  • Для проведения конкурсов:
    • зеркало,
    • 2 куклы,
    • 2 расчёски,
    • 3 вешалки с комплектом одежды,
    • 2 набора для пришивания пуговиц.
  • Плакат с пословицами по теме классного часа.

1. Знакомство с темой урока.

Чтение с доски пословицы " Кто аккуратен, тот людям приятен".

- Как вы понимаете смысл этого изречения? Кого можно назвать аккуратным человеком?

(Выслушиваются ответы учащихся. На доске учитель записывает черты аккуратного человека, названные детьми.)

2. Просмотр инсценировки по стихотворению В. Лившица "Неряха".

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он, этот ученик?

- Можно ли героя этого стихотворения назвать аккуратным и почему? ( Ответы детей).

- Да. Это стихотворение называется "Неряха".

- Что нужно аккуратному человеку для поддержания опрятности? Об этом викторина загадок, подготовленных вашими одноклассниками.

3. Викторина загадок.

(Правильно ответившие ученики показывают предмет загадки и рассказывают о его назначении, правилах пользования).

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)

Говорит дорожка -
Два вышитых конца:
-Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)

Хвостик из кости, а на спинке - щетинка? (Зубная щётка)

Резинка - Акулинка
Пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Губка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Трудится ей совсем не лень,
Одежду чистит каждый день,
Не щадит свои щетинки,
Не оставит и ворсинки. (Щётка для одежды)

- Для опрятности необходимо немногое: вода, мыло, мочалка и полотенце. Всё остальное зависит от самого себя.

Надо постоянно следить за чистотой своего лица, рук, шеи, уметь правильно чистить зубы.

Одежду и обувь, учебные вещи ,игрушки стараться содержать в чистоте и порядке.

- А вы, ребята, умеете ухаживать за своими вещами, одеждой, сохранять опрятным внешний вид?

4. Весёлые конкурсы.

(В конкурсах принимают участие по 2 человека. Учитывается правильность выполнения заданий и затраченное время).

  • "Причеши куклу".
  • "Зеркало" Глядя на себя в зеркало, произнеси 5 раз с разными интонациями фразу
  • "Какой я красивый и аккуратный". Старайся не рассмеяться.
  • "Повесь школьный костюм на вешалку".

5. Литературная викторина.

- Через рассказы, сказки, стихотворения детские писатели хотят показать вам как ценится аккуратный, организованный человек, а неряшливый, ленивый, недисциплинированный, наоборот, вызывает неприязнь.

- Послушайте (посмотрите) фрагменты известных вам произведений. Постарайтесь вспомнить их названия. Можно воспользоваться подсказками выставки рисунков.

"Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок:"
(К Чуковский " Мойдодыр")

"Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой."
(К. Чуковский "Федорино горе").

"Вопрос выносится не зря
На обсужденье класса,
Подумать только - вся ноздря
В чернилах у Тараса."
(А. Барто "Позорное пятно")

"Пришла : на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила ,а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас-всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое - немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает: "Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет".( Ленивица из сказки В. Одоевского " Мороз Иванович".

" Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, опять приложил к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко. Что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его. - Вот молодец! - говорили они." (Н. Носов " Заплатка")

Этот рассказ заканчивается словами: " Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать:."

- Кто из вас смог бы научить этому Бобку? (Выбираются двое желающих для конкурса).

6. Конкурс "Пришей пуговицу".

7. Просмотр инсценировки стихотворения О.Бедарева "Вот какая я".

Чья это ложка валяется
В глиняном блюдце
У кошки ?
Моя.

Чья это книжка лежит
Под столом без обложки?
Моя.

Пуговка чья закатилась
Ко мне под кровать?
Моя.

Чья это грязная кукла
Такая, что трудно узнать?
Моя.

Чья там тетрадка лежит,
На окошке забытая?
Моя.

Что за девочка
Из зеркала хмуро глядит
Не умытая?

Ой! Кажется, я!
Вымою ложку.
Книжку - в обложку.
Тетрадку - на полку.
В руку - иголку:
Пуговка пришита.
Кукла умыта.
В зеркало гляжу я:
Личико румяное.
Вещь никакая не брошена.
Вот я какая хорошая!

8. Итог урока.

- Давайте посмотрим на те черты аккуратного человека, которые мы записали в начале урока. Нужно ли нам что-то изменить в этом списке?

(Выслушиваются ответы детей, по мере необходимости вносятся изменения в записи).