Надо ли воспитывать патриотизм у детей? Да, и первой ступенью воспитания патриотизма это привитие любви к своим близким, родному дому, детскому саду, городу, к своей малой Родине. Детям нужно рассказать, об исторических событиях своего детского сада, города. О трудовых достижениях тех, кто строил город. Для формирования чувства патриотизма важно дать детям базисные представления о Родине, однако не надо забывать, что, знания, всего лишь пища для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он от «сердца». Ум стимулирует духовно-нравственную работу души, а уже любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Еще в первобытном обществе мать обучала свое дитя человеческой деятельности, знала, с чего начать и к какому логическому завершению привести обучение, хотя и не имела научно обоснованных программ.
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Следует отметить, что прогрессивные деятели К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к традициям, обычаям, языку. Значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно дать ему ощущение полного слияния со своим народом. В основе позиции русских педагогов по вопросу приобщения детей к социальному миру лежат краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность. Использование краеведческого материала - важное условие для понимания своеобразия родного края и ступенька к пониманию более далёких краёв и мест нашей страны.
Очень важно создать условия для возникновения у детей первого представления об истории, чтобы ребята поняли, что у каждого народа и страны есть своя история, узнали интересные факты и события из истории России, имена знаменитых людей, живших здесь когда-то. В истории нет мелочей, здесь важно все! Сформировать у детей общее представление о народной культуре, о культуре своего края ее богатстве и красоте, учить любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Разнообразные сведения, приобретаемые ребёнком в результате чтения книг, просмотре художественных, документальных фильмов окажут положительное влияние на развитие его познавательных интересов, поставят перед ним много вопросов, на которые ему захочется самостоятельно найти ответы. Обязательно продумайте ряд прогулок, экскурсий по ознакомлению с родным городом. Пусть ребёнок поймёт, что его маленькая родина – часть большой страны, в которой живёт его народ. Обратите внимание детей на своеобразие их родных мест – на особенности труда людей, природы, местных традиций, народных промыслов и др.
Намечая прогулку по главной улице, по центральной площади, расскажите ребенку подумать, почему они так называются, обратите их внимание на то, какие учреждения культуры, быта расположены здесь, как украшен этот район города, какие здесь памятники. Не упустите возможность рассказать, как люди охраняют старину, как заботятся о красоте и чистоте своего города.
Специальная прогулка может быть посвящена знакомству с трудом людей, живущих в родном городе. Очень жаль, что часто дети не имеют представления, чем занимаются их родители, какую пользу приносят своему городу, государству.
Если есть возможность, возьмите ребёнка на свою работу, покажите ему процесс труда, объясните, чем важна их трудовая деятельность.
Каждый город, посёлок, деревня неповторимы, но у них и много общего, общенационального: краеведческий и художественный музеи; дом знаменитого человека или улица, названная его именем; памятники прошлого. Важно показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях. Старшие дошкольники должны знать не только улицы, на которых они живут и где находятся их детский сад, школа, но и названия родного города, страны, столицы своего государства.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание на уважении к родителям, на любви к ближнему и Родине. И здесь педагогу нужно не столько декламировать нормы поведения в социуме, сколько подавать малышам пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в своей повседневной жизни. Слово не должно расходиться с делом. Дети подмечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение. Надо объяснить ребенку, что такое добро и зло. Детей надо учить этому, показывать им, а если этого не донести до них этого познания, тогда зачем мы с вами нужны детям. Только лишь потакать их прихотям и все? И если ребенок поймет что такое хорошо, и что такое плохо – его очень трудно будет свернуть с праведного пути, он не поддастся ни на какие соблазны, которые существуют в нашем жестоком мире и за все это ответственны мы – взрослые.
Каждый уголок земли нашей российской – край, область, район, город, поселок, село – по-своему красив, уникален и дорог тем, кто считает его своей малой Родиной. Это касается и нашей многострадальной Таймырской земли, ее неповторимой природы и населенных пунктов, где многие из нас родились или прожили здесь. Таймырский полуостров – одна из самых северных в мире населенных территорий. Это единственный регион России, территория которого полностью находится за Полярным кругом, в Арктике. Здесь простираются арктические пустыни, горы, тундра с редкими приземистыми растениями. Здесь суровые морозы. Дуют пронизывающие ветры, почти два месяца в году – полярная ночь, жесткий климат, в котором человек вне отапливаемых помещений не способен выжить. Таймыр – одно из самых климатически неблагоприятных для человека мест. Таймыр в переводе с одного из местных языков означает "щедрый". С древних времен его называли "полуостровом сокровищ". Норильск никогда не мыслил себя в отрыве от Таймыра. Каждый норильчанин ощущает себя частью своей страны, частью Сибири, частью величественной и суровой природы уникального региона – Таймыра.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
День памяти – Приложение 1, КВН – Приложение 2.