Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.

Речевой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); за урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и овладение речью на самом деле становится «способом познания действительности» (Львов М.Р.) [1]

На речевом уроке учитель объявляет лексическую тему, включающую в себя две темы – грамматическую и речевую. Ставит перед учащимися цели по усвоению грамматического (языкового) материала и по формированию речевых умений и навыков. Грамматико-орфографический материал вводится в коммуникативно-ценных единицах, на речевом материале, извлекается из него, исследуется и вновь возвращается в речь, но уже в упражнениях не репродуктивного, как на этапе первоначального закрепления, а продуктивного характера. Речевая тема урока трансформируется на личность самого учителя, что вызывает спонтанное высказывание по теме с использованием полученных на уроке знаний и выработанных умений и навыков.

Так, например, если в начале урока мы объявили тему «Мой щенок», работали над текстами на эту тему, то в конце урока учащимся предлагается рассказать о своем щенке или другом животном, используя материал, полученный на уроке.

Во втором классе (программа «Школа России») урок по теме «Правописание гласных и согласных, стоящих в слабой позиции» может быть проведен на речевой теме «Русская березка». В учебнике для второго класса нам поможет текст «Береза», данный в упр. 14, стр. 124 (авт. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.). Речевая цель: накопить на уроке лексический, синтаксический и другой необходимый языковой материал по теме урока, подготовить учащихся к домашнему сочинению «Русская березка». Урок по теме: «Главные члены предложения» можно провести на речевой теме «Птицы – наши друзья», используя тексты упр. 12, стр. 101 и упр. 16, стр. 103 (2 класс).

Речевой урок может быть построен на связном тексте, желательно художественном, который используется для всех видов лингвистического анализа. Из него извлекается нужный на урок грамматический материал, исследуется, изучается и возвращается в речь детей в тексте, составленном по образцу, предложенному в начале урока.

Речевой урок может быть построен на нескольких небольших связных текстах, раскрывающих одну тему, но служащих для реализации разных задач урока. На примере одного текста лучше осуществить лексическую работу, на примере другого – орфографическую, из третьего текста можно извлечь необходимый языковой материал грамматического характера, четвертый текст, деформированный, подвергается редактированию. Особенно уместны на таком уроке стихотворные тексты.

Предлагаю описание речевого урока-экскурсии для 2-ого класса по программе «Школа России».

Тема: Повторение пройденного материала по теме: «Звуки и буквы». Зимний лес.

Цели: актуализировать знания учащихся о правописании парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова, мягкого знака, сочетания чк, чн, щн, правописании жи-ши, чу-щу, ча-ща. Повторить знания о предложении; накопить языковой материал по речевой теме и подготовить учащихся к написанию сочинения-миниатюры по теме «Зимний лес»; развивать речь, мышление; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» (Л.М.Зеленина, Е.Хохлова); картины по развитию речи «Зимние забавы», «Волшебница - зима»; таблицы с правилами; таблицы о звуках и буквах, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Наша тема сегодня: «Повторение пройденного материала по теме: «Звуки и буквы». Мы будем закреплять изученные правила о правописании парных звонких и глухих согласных, безударных гласных, мягкого знака, сочетаний чк, чн, щн, жи-ши, ча-ща, чу-щу, умение писать слова на изученные правила, а сделаем мы то, рассказывая о красоте русского леса зимой. Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в зимний лес. Вы согласны? Но прежде, чем мы двинемся в путь, выясним, не осталось ли у нас невыполненных заданий. Скажите, все вы справились с домашним заданием? Проверим.

3. Проверка домашнего задания

– Какие слова с разделительным мягким знаком вы выписали? Один ученик читает, дети проверяют и сигнализируют светофорами о правильности выполнения, стр.141. упр. 190.

– Молодцы! Вот теперь можем ехать в зимний лес далеко за город на электричке.

На вокзале, в первом зале
Мы билеты в кассе взяли.
Только сели мы в вагон –
Побежал по рельсам он.  
Едут лыжи, едут санки,
Шубы, валенки, ушанки.
Остановка…Настежь двери!
Нас встречает зимний лес.
Он стоит как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки –
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.

4. Чистописание

– Как же красиво в зимнем лесу! Такая тишина, что, кажется, будто кроме нас никого нет. Вот белая поляна, как чистая страница. Давайте изобразим на снегу узоры. Откройте тетради и пропишите вот такие элементы и слова:

щ ш ши щн ща щу тишина
ч ч чк чн ча чу чаща

5. Словарная работа

– Продолжаем нашу экскурсию.

За кустом, за бугорком
Промелькнул пушистый ком.
Заяц, заяц, трус лесной!
Ты куда бежишь, постой.
Хочешь, вместе до реки
Побежим вперегонки.
Но боится заяц нас:
Раз, два, три – и скрылся с глаз.

– В лесу, несмотря на кажущуюся тишину, своя жизнь, свои правила и законы. Здесь много лесных жителей. Каких? (ответы детей)

А какие деревья растут в лесу? Запишем некоторых лесных жителей, названия деревьев леса. Словарный диктант: медведь, заяц, сорока, лисица, ворона, береза, воробей, осина.

Этимология: медведь – два корня мед- и -вед, так называли его за то, что он медом ведает, знает, где его найти. Заяц означает «прыгун». Это слово заимствовано из польского языка. Береза – от слова бер, значит белый, раньше она называлась берза. Сорока – от слова сорка – трещотка, трещит. Лиса, лисица – за желтую окраску, от слова «лисый» – желтоватый, залисеть – «пожелтеть».

6. Работа над предложением

Мы вышли на поляну. Смотрите, как много здесь пеньков. Что это значит? (Здесь проходила вырубка леса). А для чего производят вырубку леса? (Ответы детей)

Присядем на пеньки, отдохнем.

– Составьте со словарными словами предложения. Используйте как можно больше слов. Выделить главные члены предложения. Охарактеризовать предложение.

Сказочный наряд зима подарила березкам. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное). (Дети объясняют орфограммы).

7. Повторение знаний о звуках и буквах

Индивидуальная работа по карточкам

3 ученика работают по карточкам. (Приложение 1)

– Продолжаем нашу экскурсию.

Как хрустальный башмачок
Звонко у тропинки
Бьет прозрачный родничок
Каблучком по льдинке.
У лесного родника
Лепим мы снеговика.

Давайте, слепим снеговика. Но чтобы получился он у нас, надо работать дружно, активно и ответить на вопросы учителя.

– Сколько букв в русском языке? Сколько из них гласных? Сколько звуков гласных? Какие это буквы? Какие звуки? Что можете сказать о буквах я ё ю е (они обозначают 2 звука). Когда? Сколько согласных букв? (21). Какими бывают согласные звуки? Когда звуки мягкие? Какие всегда мягкие? (ч, щ, й). Какие всегда твердые? Какие сонорные? Сколько согласных звуков в русском языке? (36). (Таблица о звуках и буквах) (Приложение 2)

– С какими орфограммами мы знакомились в этой теме? Найти ошибки в транскрипции: [заяц], [ёлач’к’и], [варабьи]

– Молодцы, хорошо вы отвечали, и вот готов первый ком для снеговика. Проверяем карточки.

– Ваши товарищи хорошо справились со своими заданиями. Еще один ком готов.

8. Лексическая работа

Наша экскурсия продолжается. Послушайте, как пишет о зимнем лесе русский писатель И.Соколов - Микитов в рассказе «Русский лес». «Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно - зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек» - А теперь послушайте стихотворение русского поэта Ф.И.Тютчева о лесе:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Полюбовались красотой зимнего леса. Продолжим лепить снеговика.

9. Физкультминутка

Продолжим нашу экскурсию по лесу.

Между сосен, между елей,
Где вчера мели метели,
Мчатся лыжи, мчатся санки,
Шубы, валенки, ушанки.
Скачут белки по ветвям.
Удивляются гостям.

Давайте покатаемся на лыжах, поиграем в снежки (музыка). Упражнения, похожие на катание на лыжах. Пальчиковая гимнастика - греем руки после снежков.

10. Подбор слов на изученные правила

Вспомним изученные орфограммы. Дети говорят правило и подбирают слова к ним (таблицы с названиями правил). (Приложение 3)

– Молодцы, хорошо поработали. Вот и ещё ком для снеговика готов. Вот и готов снеговик.

11. Работа по учебнику

Идем дальше по сказочному лесу. «Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов» (И.Соколов-Микитов).

Мы вспугнули стайку птиц –
Двух клестов и трех синиц.
Не желаете ли, птицы,
Вместе с нами подкрепится?
Тень-тень-тень, – они в ответ, –
Очень вкусный ваш обед,
Улетая в небеса,
Тают птичьи голоса.

Почему нужно помогать птицам зимой? Поработаем с учебником. Стр. 139, упр. 187. Выписать слова с разделительным мягким знаком. Проверка.

12. Работа с деформированным текстом

Задевая за верхушки,
Проплывают облака,
Вот и домик на опушке,
Это – домик лесника.
У него живет лосенок,
Он совсем еще ребенок,
Спас его лесник в мороз,
Чуть живого в дом принес.

Кто такой лесник? Беседа о помощи животным.

На доске текст:

л…сной, д…рев…ев, в…рш…ны, в, к…ч…ются, т…ши
шапо…ки, ело..ки, снежные, надели
белых, стоят, в, ду..ки, шу..ках,
сн..гу, видны, на, зв..рей, и, птиц, сл..ды.

Составить текст, вставить пропущенные буквы.

13. Итог урока

Словно занавес на сцене
Опустился вечер вдруг.
От берез упали тени,
Прекратился дятла стук.
Встали лыжи, встали санки.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
До свиданья, зимний лес,
Полный сказок и чудес.

– Вот и закончилась наша экскурсия. Мы с вами любовались красотой зимнего леса, были в гостях у лесника, кормили птиц, видели зайца, белку, лося, катались на санках, лыжах, лепили снеговика, играли в снежки. И плодотворно работали, многому учились. Чему же мы сегодня учились на уроке?

14. Оценивание работы учащихся

15. Домашнее задание

Написать минисочинение о зимнем лесе, о его красоте, жителях. На память о нашей замечательной экскурсии мне хочется подарить вам веселых снеговиков. Спасибо за урок!

В результате всех речевых уроков учащийся оказывается подготовленным к самостоятельному сочинению по изучаемой теме, он знает не только, что надо сказать, но, и это главное, как надо сказать в определенной речевой ситуации, поскольку такой материал получил на уроке. В рамках тематического подхода легче осуществить проблемное обучение, поскольку учащемуся будет ясно, зачем понадобится ему изучаемый материал в жизни. Речевой урок вести интереснее, чем обычный, но подготовить его труднее, чем обычный, потому что действующие учебники далеко не всегда предлагают хоть какую-нибудь «зацепку» для тематической организации урока, не прослеживается в них логика изучения «лексической темы» на весь период обучения. Но интерес учителя и учеников к речевому уроку велик. Разрабатывать такие уроки надо, т.к. речевой урок не исключает индивидуальной работы с учащимися (по карточкам или путем собеседования), как вообще не исключает, а предполагает самостоятельную работу учащихся репродуктивного и продуктивного, творческого плана на уроке, делает её коммуникативно-направленной, а, следовательно, и более ценной.

Литература:

  1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.//М: Просвещение, 1985 г.
  2. Устименко И.А.Речевой урок русского языка в начальных классах // Начальная школа. 1994 г., №11.

Карточки Приложение 1, таблица о звуках и буквах Приложение 2, таблицы с названиями правил Приложение 3.