Цели:
- Обобщить знания об имени существительном как части речи.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать память, интерес к родному языку.
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- карточки с текстом из книги: Романовский С. “Родине”. 1990.;
- карточки с надписями: имя существительное, часть речи, предмет, кто? что?, ж.р., м.р., ср.р. ,изменяется по числам, главный и второстепенный член предложения;
- иллюстрации с изображением леса, моря, реки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
2. Минутка чистописания.
Напишите буквы, обозначающие звуки
[Ч], [а], [с], [т], [р], [э], [ч], [и].
- какое словосочетание получилось?
- сегодня мы начинаем изучать новый раздел науки о языке “морфология”. Вспомним, что изучает данный раздел? (изучает слово как часть речи)
3. Письмо по памяти.
Прочитайте текст:
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Вас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)
- Какие встретились орфограммы? Объясните их написание.
- Кто догадался, что это?
- Что такое родник? Где можно увидеть родники?
- Повторное чтение текста про себя.
- Проговаривание текста коллективно.
- Самостоятельное проговаривание текста.
- Запись текста по памяти.
- Подберите однокоренные слова к слову родник. (род, родина, родничок, родня, родной, народ)
- Подберите синонимы к слову родник. (ключ, источник)
- Слова какой части речи встретились больше всего?
- Сегодня мы вспомним все, что уже знаем об имени существительном.
4. Работа по обобщению ранее изученного материала.
Вы сказали, что в тексте преобладают имена существительные, значит имя существительное часть речи. (появляется карточка – “Часть речи”)
Назовите имена существительные, которые встретились в тексте. (рук, ног, земли, летом, зной, водой)
Что они обозначают? (предметы, состояния, явления) – (карточка – “предмет”)
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Имя существительное в нашу речь вошло.
Как его узнаем? Спросим: Кто? И что? (карточка с вопросами)
Посмотрите на Что изображено? (лес, река, море)
Чем отличаются эти слова? (они разного рода)
Существительные бывают женского, мужского, среднего рода. (вывешивается карточка)
Что общего между словом родник и всеми этими картинками? Как красива природа нашей родины.
5. Работа над развитием речи.
Перед вами карточка - рассыпанный текст. Составьте части в нужном порядке. Запишите текст.
На Руси родники пользовались почитанием, были местночтимыми. За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетенный-сшитый из бересты.
- Пейте досыта, люди добрые!
Родниковая вода – самая чистая и целебная.
- Пейте, звери и птицы! Всем хватит.
Из-за родников-живунов реки были рыбными и
полноводными, а леса рослыми и густыми.
Там, где родники погибали, земля сиротела.
В каком числе употребляется слово родник? (во множественном)
Как изменяется имя существительное? (карточка – “изменяется по числам”)
Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Какую роль выполняет имя существительное? (является подлежащим)
Просмотрите текст. Везде ли существительные являются подлежащими?
(Дети выбирают примеры из текста, где существительное – второстепенный член предложения: на Руси, за родниками…)
Вывод: Существительное в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом. (вывешивается карточка)
Сколько родников было на Руси? А сейчас их становится все меньше и меньше. Как относились люди к родникам? Почему? Было бы замечательно, если бы вы, ребята тоже заботились о родниках, о лесах, цветах, о природе.
Запишите свои предложения. Как вы могли бы охранять родную природу.
Чтение полученных предложений.
На доске открывается текст:
Беречь природу.
А как ее беречь природу-то?
Так, как берегли наши предки:
Не брать у природы лишнего.
6. Итог.
Сегодня мы с вами говорили об имени существительном.
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
Давайте посмотрим какая у нас получилась таблица:
- Существительное.
- Часть речи.
- Предмет.
- Кто? Что?
- Имеет род.
- Изменяется по числам.
Подлежащее, второстепенный член предложения.
На следующих уроках мы продолжим знакомство с частью речи- именем существительным.
Домашнее задание:
Найдите текст, где говорится о природе нашей Родины, запишите его и подчеркните все существительные.