Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания об имени существительном как части речи.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Развивать память, интерес к родному языку.
  4. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • карточки с текстом из книги: Романовский С. “Родине”. 1990.;
  • карточки с надписями: имя существительное, часть речи, предмет, кто? что?, ж.р., м.р., ср.р. ,изменяется по числам, главный и второстепенный член предложения;
  • иллюстрации с изображением леса, моря, реки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок
Начинается урок

2. Минутка чистописания.

Напишите буквы, обозначающие звуки

[Ч], [а], [с], [т], [р], [э], [ч], [и].

- какое словосочетание получилось?

- сегодня мы начинаем изучать новый раздел науки о языке “морфология”. Вспомним, что изучает данный раздел? (изучает слово как часть речи)

3. Письмо по памяти.

Прочитайте текст:

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Вас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)

- Какие встретились орфограммы? Объясните их написание.

- Кто догадался, что это?

- Что такое родник? Где можно увидеть родники?

- Повторное чтение текста про себя.

- Проговаривание текста коллективно.

- Самостоятельное проговаривание текста.

- Запись текста по памяти.

- Подберите однокоренные слова к слову родник. (род, родина, родничок, родня, родной, народ)

- Подберите синонимы к слову родник. (ключ, источник)

- Слова какой части речи встретились больше всего?

- Сегодня мы вспомним все, что уже знаем об имени существительном.

4. Работа по обобщению ранее изученного материала.

Вы сказали, что в тексте преобладают имена существительные, значит имя существительное часть речи. (появляется карточка – “Часть речи”)

Назовите имена существительные, которые встретились в тексте. (рук, ног, земли, летом, зной, водой)

Что они обозначают? (предметы, состояния, явления) – (карточка – “предмет”)

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Имя существительное в нашу речь вошло.

Как его узнаем? Спросим: Кто? И что? (карточка с вопросами)

Посмотрите на Что изображено? (лес, река, море)

Чем отличаются эти слова? (они разного рода)

Существительные бывают женского, мужского, среднего рода. (вывешивается карточка)

Что общего между словом родник и всеми этими картинками? Как красива природа нашей родины.

5. Работа над развитием речи.

Перед вами карточка - рассыпанный текст. Составьте части в нужном порядке. Запишите текст.

На Руси родники пользовались почитанием, были местночтимыми. За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетенный-сшитый из бересты.

- Пейте досыта, люди добрые!
Родниковая вода – самая чистая и целебная.
- Пейте, звери и птицы! Всем хватит.

Из-за родников-живунов реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми.
Там, где родники погибали, земля сиротела.

В каком числе употребляется слово родник? (во множественном)

Как изменяется имя существительное? (карточка – “изменяется по числам”)

Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Какую роль выполняет имя существительное? (является подлежащим)

Просмотрите текст. Везде ли существительные являются подлежащими?

(Дети выбирают примеры из текста, где существительное – второстепенный член предложения: на Руси, за родниками…)

Вывод: Существительное в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом. (вывешивается карточка)

Сколько родников было на Руси? А сейчас их становится все меньше и меньше. Как относились люди к родникам? Почему? Было бы замечательно, если бы вы, ребята тоже заботились о родниках, о лесах, цветах, о природе.

Запишите свои предложения. Как вы могли бы охранять родную природу.

Чтение полученных предложений.

На доске открывается текст:

Беречь природу.

А как ее беречь природу-то?

Так, как берегли наши предки:

Не брать у природы лишнего.

6. Итог.

Сегодня мы с вами говорили об имени существительном.

  • Что такое имя существительное?
  • Что обозначает имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Как изменяется имя существительное?

Давайте посмотрим какая у нас получилась таблица:

  • Существительное.
  • Часть речи.
  • Предмет.
  • Кто? Что?
  • Имеет род.
  • Изменяется по числам.

Подлежащее, второстепенный член предложения.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с частью речи- именем существительным.

Домашнее задание:

Найдите текст, где говорится о природе нашей Родины, запишите его и подчеркните все существительные.