Для реализации нового подхода на основе личностно – ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Основная дидактическая идея данной технологии предусматривает развитие личности, самостоятельно добывающей знания и приобретающей умения. Вместе с тем, в этой технологии активно формируется опыт творческой деятельности учащихся и их эмоционально – ценностное отношение к миру.
Уникальное положение школьной географии “мостик” между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные интеграционные возможности. География формирует комплексное и системное представление о Земле, формирует у школьников умения и навыки ориентации и социально – ответственного поведения в окружающем мире.
Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует умения добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. В классно – урочной системе обучение осуществляется обычно путем проблемных заданий, ситуаций. Потепление климата – проблемы и пути решения, Туризм в Антарктиде – 7-й класс; Экологические проблемы озера Байкал, Герб природных зон – 8-й класс; Разработка проекта создания ГЭС на реке, Строительство АЭС. За и против, Туризм Челябинской области – 9-й класс; Города США, Демография мира, Природное наследие – 10-й класс и т.д. Проекты чаще всего решаются с помощью групповой формой работы – ролевая игра.
На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектно – исследовательской деятельностью внеклассной системы и учащиеся нашей школы подготовили и успешно защищали немало интересных и оригинальных работ. Вот некоторые темы проектов, которые участвовали в конкурсах “Экология школьного двора”, “Трудовой подвиг моей семьи в летописи ЧТЗ”, “ Судьба моей семьи в судьбе моей страны”, “ История Тракторозаводского района”, “Улицы Тракторозаводского района”, “Старые фотографии рассказали”. Персональный проект – это творческая работа, с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Потребность – мотив – цель – задачи – действия.
Но любая проектная деятельность, будь то на уроке или вне класса, осуществляется согласно разработанному плану.
- Диагностика и определение проблемы для решения
- Формирование идеи и создание образа – эскиза проекта
- Программа реализации проекта
- Определение условий реализации проекта и обратная связь
- Завершение проекта и его экспертиза
Общая схема подготовки и проведение учебной ролевой игры по защите проекта.
Подготовка: 1-й этап
Определение темы проекта |
Постановка учебной проблемы для обсуждения |
Определение ролей и правил ролевого поведения участников игры |
Определение сюжета предстоящей игры |
Подготовка: 2-й этап
Совместная подготовка всех учеников |
Индивидуальная и групповая подготовка всех участников |
Окончательная обработка сюжета |
Введение новых ролей (если возникла необходимость) |
Проведение и подведение итогов: 3-й этап
Проведение защиты и обсуждение проектов |
Подведение итогов |
В качестве примера проектной деятельности на уроке географии, я предлагаю рассмотреть довольно актуальную тему на краеведческой основе.
Развитие туризма в Челябинске
Среди представленных населению услуг, особое место принадлежит рекреации – деятельности, направленной на укрепление здоровье человека, удовлетворение его эмоциональных и духовных, культурных потребностей. Рекреация должна способствовать и созданию благоприятной сферы обитания человека. К основным видам рекреационной деятельности относится: туризм и экскурсии, санаторно-курортное лечение, организация места отдыха населения, формирования зон отдыха. В Челябинске есть все необходимые предпосылки для развития данных услуг. Это в первую очередь городской бор и парки, целебные минеральные воды и водные объекты, памятники и живописная архитектура. Но в тоже время, туризм в Челябинске занимает весьма скромное место на общероссийском рынке туристических услуг. Т.к. Челябинск считают городом металлургов, грязным, загазованным и не интересным.
Таким образом, сегодня мы попробуем с вами привлечь туристов из других городов и даже стран, опровергнув представление о нашем городе. Вы должны создать экскурсионный маршрут “ Проспект туристу”, в котором вы расскажите о созданном маршруте из 3 объектов, заинтересовав потенциальных туристов. Проспект должен соблюдать определенную тематику: “Памятники города”, “История Челябинска”, “ Архитектура Челябинска”, “Отдых в Челябинске” и т.д.
Программа реализации проекта:
- Выберите тематику вашей экскурсии
- Выберите по данной тематике 3 объекта посещения
- Расскажите особенности выбранных объектов
- Создайте проспект своей экскурсии
- Включите свою фантазию и заинтересуйте потенциального туриста
Условия реализации проекта
За 3 минуты защитите свою экскурсию. После всех выступлений, каждый потенциальный турист выберет понравившуюся экскурсию и купит ваш проспект.
Обсуждение проектов
- Какой проект вам больше понравился?
- На сколько удачным оказался ваш проект?
- Интересно ли было работать над данной проблемой?
- Хотелось бы продолжить работу над данным проектом?
- Хотелось бы изменить процесс работы? Почему?
Спасибо за работу.
Одно из достоинств проектной деятельности – создание в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.
Для обобщения на уроке и выяснение общего представления о полученных знаниях учащихся я использую следующий прием синквей – пятистишье.
- Первая строчка – существительное, определяющее тему.
- Вторая строчка – два прилагательных определяющий признак.
- Третья строчка – три глагола действия.
- Четвертая строчка - фраза, отражающая суть явления.
- Пятая строчка – существительное – резюме.
Сочините синквей к словам моего выступления: проект, опыт, информация.