Цели:
- познакомить с биографией Ю.А.Гагарина;
- повторить задачи на движение, величины, табличное умножение и деление круглых чисел, уравнения;
- воспитывать бережное отношение к страницам истории нашей Родины.
Оборудование: кроссворд, карта Солнечной системы, рисунки «Грибной поляны» и цветов, макет ракеты.
ХОД УРОКА
Учитель: О чем вам говорит дата 12 апреля 1961 года? (Ответы детей).
– Кто такие космонавты? (Ответы детей).
– Как зовут первого космонавта?
– Детство крестьянского паренька Юры Гагарина
прошло на Смоленщине. Был он подвижен и
любознателен. С детства он любил мастерить
игрушечные самолетики. В детство Юры ворвалась
война. После войны семья переехала в город
Гжатск, который впоследствии переименовали в
Гагарин. После окончания ремесленного училища
Юрий Гагарин работал в литейном цехе, но небо
манило мальчика. Он оканчивает военное
авиационное училище. После его окончания служил
в военной авиации – летал на сверхзвуковых
самолетах, оберегая северные рубежи нашей
Родины. Будущий космонавт был смелым,
решительным, находчивым. Он редко злился, не
любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех
мирил.
В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в
космос в Центре подготовки космонавтов. Работал
упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был
отлично подготовлен физически, внимателен к
товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь, ему.
Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор
пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент
старта прозвучало его знаменитое «Поехали!».
– Сегодня мы тоже с вами совершим путешествие в космос на ракете.
Игра «Ракета»
Учитель: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство, по пути будем делать остановки, а какие именно, вы узнаете из кроссворда.
Учитель: Сесть поудобнее. |
Дети: Есть сесть поудобнее. |
Учитель: Итак, взлетели. Начинаем работать с кроссвордом, который нам будет помогать путешествовать.
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
- Небесное тело, которое само светится.
- Звезда, вокруг которой вращается Земля.
- Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
- Планета Солнечной системы, следующая после Земли.
- Самая удаленная от Солнца планета.
- Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.
- Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.
(Ответы: 1. Звезда. 2. Солнце. 3. Планета. 4. Марс. 5. Плутон. 6. Луна. 7. Космос.)
Учитель: Итак, первая остановка. Как называется небесное тело, которое само светится и у которого мы с вами остановились? Правильно, звезда. Сейчас мы тоже зажжем звезду, выясним, кто у нас в классе быстрее и правильнее решает задачи.
Блиц-опрос «Зажги звезду»
Дети решают задачи и записывают решение и ответ
- Автобус двигался со скоростью 70 км/час и был в пути 7 часов. Какое расстояние проехал автобус?
- Машина была в пути 6 часов и проехала 480 км. С какой скоростью двигалась машина?
- Мотоциклист ехал со скоростью 60 км/час и проехал 420 км. Сколько времени был он в пути?
- Первый велосипедист проехал 320 км, а второй – 80 км. На сколько километров больше проехал первый велосипедист, чем второй? Во сколько раз меньше проехал второй велосипедист, чем первый?
Учитель: Вторая остановка. Назовите звезду, вокруг которой вращается Земля. Правильно, солнце. Для чего нам нужно солнце? Сейчас мы с вами будем сажать грибы (решать устно примеры), цветы (решать уравнения). Четыре человека решают уравнения, а остальные – примеры.
Игра «Грибная поляна»
Дети по очереди берут гриб, на котором написан пример, решают его и прикрепляют к правильному ответу на доске
240 . 6
=
420 . 4
= 620
. 3 =
480 : 8
= 560
: 7
= 280
: 4 =
320 . 5
=
530 . 5
=
330 . 6 =
720 : 9
= 640
: 8
= 630
: 7 =
Игра «Цветочная поляна»
Дети на местах решают уравнения, находят правильные ответы на цветах, которые лежат на парте. Во время проверки выходят к доске и прикрепляют цветы
х + 500 = 600 . 3
х – 700 = 70 . 5
920 – х = 60 . 7
Учитель: Третья остановка. Назовите небесное тело, которое вращается вокруг звезды. Правильно, планета. Перечислите планеты, которые вы знаете. (Дети могут пользоваться рисунком Солнечной системы.) Давайте вспомним величины и поработаем с ними.
300 км = ____________________ м. (Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 300 000 метров Юрий Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой земле.)
6 кг = ____________________ г. (Эта величина обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много: Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они вернулись на Землю.)
3 год = ___________________ мес. (Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос.)
108 мин. = ______ час. _______ мин. (Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты.)
384 401 км = __________________ м. (Эта величина обозначает расстояние от Земли до Луны.)
Минутка чистописания
Дети отгадывают загадки. Считают количество букв в отгадках и увеличивают в несколько раз.
Космические загадки
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Учитель: Посчитайте, сколько букв в слове «космонавт», увеличьте полученное число в 70 раз и пропишите четыре раза.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)
Учитель: Посчитайте, сколько букв в слове «ракета», увеличьте полученное число в 90 раз и пропишите семь раз.
В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится. (Луна)
Учитель: Посчитайте, сколько букв в слове «луна», увеличьте полученное число в 80 раз и пропишите пять раз.
Учитель: Четвертая остановка. Как называется планета Солнечной системы, следующая после Земли? Правильно, Марс. Марс – красная планета, холодная пустыня. Днем температура 27 градусов, ночью – 123 градуса. Ученые считают, что если живые организмы были на Марсе, то они погибли от сурового климата. Давайте решим примеры на письменное умножение, и решим их так, что если бы живые организмы были на Марсе, то они бы удивились нашим хорошим результатам. (Сильные ученики решают четыре примера самостоятельно, слабые – два с учителем.)
416 . 280 =
723 . 329 =
504 . 346 =
529 . 39 =
Физминутка
Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны.)
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (Приседают.)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс. (Кружатся.)
Звезды в гости ждите нас.
Учитель: Пятая остановка. Назовите самую удаленную от Солнца планету? Правильно, Плутон. Плутон – девятая известная нам планета, которую открыли в 1930 году. Посчитайте, сколько лет назад ее открыли. Правильно, Плутон был открыт 77 лет назад. Плутон покрыт льдом и снегом, когда Плутон удаляется от Солнца, то остывает до – 238 градусов. Чтобы нам не замерзнуть, давайте быстро докажем, верны или не верны следующие выражения.
- Частное 16440 и 60 < разности чисел 3020 и 1286.
- Произведение 6018 и 200 > чем 2 000 000.
Учитель: Шестая остановка. Назовите естественный спутник, обращающийся вокруг Земли? Правильно, Луна. Луна – единственный спутник Земли. Она образовалась от обломков других небесных тел. Небо на Луне всегда черное, даже днем. (Работа с учебником. Стр.47 «Найди лишнее выражение».)
Учитель: Седьмая остановка. Как называется пространство, окружающее Землю, звезды и планеты? Правильно, космос. Мы помним, что свой космический полет Юрий Гагарин совершил на корабле Восток. Давайте решим с вами задачу.
Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?
Учитель: Благодаря вашим знаниям мы отгадали кроссворд. Какое слово получилось в выделенной строке. Правильно, АСТРОНОМ. Кто такой астроном? (Ответы детей.) По словарю Ожегова астроном – это специалист по астрономии, науке о космических телах, образуемых ими системах и о вселенной в целом.
Вывод: Ребята, какие знания вы получили о космосе? (Ответы детей.) Кому мы сегодня за урок скажем спасибо? В знак благодарности за хорошую работу каждый из вас получает медаль в виде ракеты. Молодцы!