Интегрированный урок "Путешествие в космос". Математика и мир вокруг нас (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить с биографией Ю.А.Гагарина;
  • повторить задачи на движение, величины, табличное умножение и деление круглых чисел, уравнения;
  • воспитывать бережное отношение к страницам истории нашей Родины.

Оборудование: кроссворд, карта Солнечной системы, рисунки «Грибной поляны» и цветов,  макет ракеты.

ХОД УРОКА

Учитель:  О чем вам говорит дата 12 апреля 1961 года? (Ответы детей).

– Кто такие космонавты? (Ответы детей).

– Как зовут первого космонавта?

– Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. С детства он любил мастерить игрушечные самолетики. В детство Юры ворвалась война. После войны семья переехала в город Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. После окончания ремесленного училища Юрий Гагарин работал в литейном цехе, но небо манило мальчика. Он оканчивает военное авиационное училище. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь, ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало его знаменитое «Поехали!».

– Сегодня мы тоже с вами совершим путешествие в космос на ракете.

Игра «Ракета»

Учитель: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство, по пути будем делать остановки, а какие именно, вы узнаете из кроссворда.

Учитель:

Сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.
Ключ на старт.
Контакт.
Включить мотор.
Пуск.

Дети:

Есть сесть поудобнее.
Есть пристегнуть ремни.
Есть ключ на старт.
Есть контакт.
Есть включить мотор.
1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК!

Учитель: Итак, взлетели. Начинаем работать с кроссвордом, который нам будет помогать путешествовать.

Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

  1. Небесное тело, которое само светится.
  2. Звезда, вокруг которой вращается Земля.
  3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
  4. Планета Солнечной системы, следующая после Земли.
  5. Самая удаленная от Солнца планета.
  6. Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.
  7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.

(Ответы: 1. Звезда. 2. Солнце. 3. Планета. 4. Марс. 5. Плутон. 6. Луна. 7. Космос.)

Учитель: Итак, первая остановка. Как называется небесное тело, которое само светится и у которого мы с вами остановились? Правильно, звезда. Сейчас мы тоже зажжем звезду, выясним, кто у нас в классе быстрее и правильнее решает задачи.

Блиц-опрос «Зажги звезду»

Дети решают задачи и записывают решение и ответ

  1. Автобус двигался со скоростью 70 км/час и был в пути 7 часов. Какое расстояние проехал автобус?
  2. Машина была в пути 6 часов и проехала 480 км. С какой скоростью двигалась машина?
  3. Мотоциклист ехал со скоростью 60 км/час и проехал 420 км. Сколько времени был он в пути?
  4. Первый велосипедист проехал 320 км, а второй – 80 км. На сколько километров больше проехал первый велосипедист, чем второй? Во сколько раз меньше проехал второй велосипедист, чем первый?

Учитель: Вторая остановка. Назовите звезду, вокруг которой вращается Земля. Правильно, солнце. Для чего нам нужно солнце? Сейчас мы с вами будем сажать грибы (решать устно примеры), цветы (решать уравнения). Четыре человека решают уравнения, а остальные – примеры.

Игра «Грибная поляна»

Дети по очереди берут гриб, на котором написан пример, решают его и прикрепляют к правильному ответу на доске

240 . 6 =                                 420 .  4 =                                620 . 3 = 
480 : 8 =                                 560 : 7 =                                280 : 4 =
320 . 5 =                                 530 . 5 =                                 330 . 6 =
720 : 9 =                                 640 : 8 =                                630 : 7 =

Игра «Цветочная поляна»

Дети на местах решают уравнения, находят правильные ответы на цветах, которые лежат на парте. Во время проверки выходят к доске и прикрепляют цветы

х + 500 = 600 . 3

х – 700 = 70 . 5

920 – х = 60 . 7

Учитель: Третья остановка. Назовите небесное тело, которое вращается вокруг звезды. Правильно, планета. Перечислите планеты, которые вы знаете. (Дети могут пользоваться рисунком Солнечной системы.) Давайте вспомним величины и поработаем с ними.

300 км = ____________________ м. (Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 300 000 метров Юрий Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой земле.)

6 кг = ____________________ г.      (Эта величина обозначает вес собаки – космонавта, летавшей в космос. Их было много: Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они вернулись на Землю.)

3 год = ___________________ мес. (Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос.)

108 мин. = ______ час. _______ мин. (Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты.)

384 401 км = __________________ м. (Эта величина обозначает расстояние от Земли до Луны.)

Минутка чистописания

Дети отгадывают загадки. Считают количество букв в отгадках и увеличивают в несколько раз.

Космические загадки

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Учитель: Посчитайте, сколько букв в слове «космонавт», увеличьте полученное число в 70 раз и пропишите четыре раза.

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)

Учитель: Посчитайте, сколько букв в слове «ракета», увеличьте полученное число в 90 раз и пропишите семь раз.

В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится. (Луна)

Учитель: Посчитайте, сколько букв в слове «луна», увеличьте полученное число в 80 раз и пропишите пять раз.

Учитель: Четвертая остановка. Как называется планета Солнечной системы, следующая после Земли? Правильно, Марс. Марс – красная планета, холодная пустыня. Днем температура 27 градусов, ночью – 123 градуса. Ученые считают, что если живые организмы были на Марсе, то они погибли от сурового климата. Давайте решим примеры на письменное умножение, и решим их так, что если бы живые организмы были на Марсе, то они бы удивились нашим хорошим результатам. (Сильные ученики решают четыре примера самостоятельно, слабые – два с учителем.)

416 . 280 =
723 . 329 =
504 . 346 =
529 . 39 =

Физминутка

Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны.)
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (Приседают.)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс. (Кружатся.)
Звезды в гости ждите нас.

Учитель: Пятая остановка. Назовите самую удаленную от Солнца планету? Правильно, Плутон. Плутон – девятая известная нам планета, которую открыли в 1930 году. Посчитайте, сколько лет назад ее открыли. Правильно, Плутон был открыт 77 лет назад. Плутон покрыт льдом и снегом, когда Плутон удаляется от Солнца, то остывает до – 238 градусов. Чтобы нам не замерзнуть, давайте быстро докажем, верны или не верны следующие выражения.

  • Частное 16440 и 60 < разности чисел 3020 и 1286.
  • Произведение 6018 и 200 > чем 2 000 000.

Учитель: Шестая остановка. Назовите естественный спутник, обращающийся вокруг Земли? Правильно, Луна. Луна – единственный спутник Земли. Она образовалась от обломков других небесных тел. Небо на Луне всегда черное, даже днем. (Работа с учебником. Стр.47 «Найди лишнее выражение».)

Учитель: Седьмая остановка. Как называется пространство, окружающее Землю, звезды и планеты? Правильно, космос. Мы помним, что свой космический полет Юрий Гагарин совершил на корабле Восток. Давайте решим с вами задачу.

Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?

Учитель: Благодаря вашим знаниям мы отгадали кроссворд. Какое слово получилось в выделенной строке. Правильно, АСТРОНОМ. Кто такой астроном? (Ответы детей.) По словарю Ожегова астроном – это специалист по астрономии, науке о космических телах, образуемых ими системах и о вселенной в целом.

Вывод: Ребята, какие знания вы получили о космосе? (Ответы детей.) Кому мы сегодня за урок скажем спасибо? В знак благодарности за хорошую работу каждый из вас получает медаль в виде ракеты. Молодцы!