Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: презентационная лекция с элементами практической работы.
Цели урока:
1. Углубление знаний о горных породах и минералах.
2. Формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Развитие практических умений учащихся.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- Познакомить с разнообразием горных пород и минералов, их использованием и происхождением.
- Развивать умения учащихся определять горные породы.
- Продолжать развивать формы речевой деятельности учащихся.
- Формировать навык сжатого изложения информации.
- Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету.
- Воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми и талантливыми людьми.
- Расширять кругозор учащихся.
Средства обучения:
1) компьютеры, экран;
2) на столах коллекции горных пород, минералов, монеты, изделия из алюминия, меди, олова, золота, глины;
3) раздаточный материал (приложение 2, приложение 3 );
4) географические атласы для 6 класса, таблицы “Внутреннее строение Земли”, “Строение литосферы”;
5) оформленный стенд “Самоцветы”, выставка книг Куприна, Бажова.
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Обобщение и закрепление знаний.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
- Что такое литосфера?
- Каково внутреннее строение земного шара?
- Для чего изучают внутреннее строение Земли?
- Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
- Из каких слоёв состоит земная кора?
- Как изучают земную кору?
3. Изучение нового материала.
Презентационная лекция.
Сегодняшний наш урок пройдет в форме презентационной лекции. Нам с вами предстоит выполнить практическую работу по определению свойств горных пород и минералов; самостоятельную работу “Распредели горные породы по группам”, а также ответить на вопросы для повторения и сыграть в игру “Догадайся, о какой горной породе идёт речь?”. По ходу объяснения материала вы будете заполнять конспект.
Включается презентация (приложение 1)
Ребята, сегодня мы с вами узнаем, из чего состоит земная кора, а также совершим путешествие в мир удивительных камней.
А для этого нам понадобятся знания из курса природоведения.
- Какие горные породы вы знаете? (слайд № 2)
- Какие минералы вы знаете? (слайд № 2)
- Чем минералы отличаются от горных пород? (слайд № 2, 3)
Из коллекции камней выберите горные породы, затем минералы.
- Можно ли сказать, что горные породы и минералы абсолютно одинаковые?
- Определите, по каким же признакам они отличаются? (слайд № 4)
Каждая горная порода состоит из определённых минералов, а расположение горных пород в земной коре имеет закономерности.
- Почему же горные породы имеют разные свойства и расположение в земное коре?
Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от того, где, в каких условиях они образовались.
Горные породы по происхождению делятся на три группы (слайд № 5)
Когда расплавленная огненная масса – магма перемещается в верхние слои земной коры, она остывает и из неё образуются магматические горные породы: гранит, базальт, пемза, руды металлов (слайды № 6, 7, 8, 9)
Найдите названные горные породы в коллекции, сравните их свойства. Запишите названия в конспект (приложение 3)
На Земле постоянно происходит разрушение скал под воздействием воды, ветра, колебаний температуры, различных организмов и хозяйственной деятельности человека. Обломки горных пород и минералов уносятся текучими водами в разные водоёмы, осаждаются на дне и образуются осадочные горные породы (слайды № 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16)
Найдите осадочные горные породы в коллекции, сравните их свойства. Запишите названия в конспект (приложение 3)
Горные породы с поверхности Земли могут быть перемещены в результате тектонических движений на глубину. Под воздействием давления, высоких температур эти породы приобретают новые свойства. Так образуются метаморфические горные породы (слайды № 17, 18, 19)
Найдите метаморфические горные породы в коллекции, сравните их свойства. Запишите названия в конспект (приложение 3)
Итак, мы с вами познакомились с группами горных пород по происхождению, рассмотрели их свойства. А теперь, вопросы для повторения (слайды № 20, 21), которые помогут вам выполнить проверочную работу (приложение 4)
А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?
Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни - немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый язык”.
С нами сегодня пойдут в путешествие юные геологи, которые подготовили рассказ о горных породах.
Заслушивание опережающих творческих заданий о горных породах. О том, как используют люди горные породы в жизни, о поделках из горных пород (соль, графит, гранит, мел, торф, пемза, глина, медь, золото, олово) (слайды № 22 – 32)
4. Обобщение и закрепление знаний.
А теперь мы немного поиграем и отправимся к хозяйке “Медной горы”, она нам приготовила вопросы.
Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь” (слайды № 33, 34, 35, 36)
? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей.
Графит.
? Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей.
Соль.
? Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы.
Торф.
Им учитель математики пишет на доске сложные примеры.
Мел.
? Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её ………………..
Гранит.
? Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица.
Глина.
? Из неё изготавливают рубли.
Медь.
? Незаменимая “рубашка” для консервов.
Олово.
? Из него делают колечки для Тани, серёжки для Сары.
Золото.
? Она делает наши пяточки гладкими.
Пемза.
? Она делает наши пяточки гладкими.
Пемза.
Продолжим наше путешествие.
А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца рождения”?
У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, у человека, родившегося в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите и расскажите о нём. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения (приложение 2) (слайды № 37 – 44)
Январь - гранат Февраль - аметист Март - аквамарин Апрель - алмаз Май - изумруд Июнь - жемчуг |
Июль - рубин Август - хризолит Сентябрь - сапфир Октябрь - опал Ноябрь - топаз Декабрь - бирюза |
Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Приглашаю Вас посмотреть самоцветы (демонстрация стенда).
Алмаз - камень королей и стекольщиков, самый твёрдый на Земле минерал по твёрдости - 10 баллов.
Яшма - пейзаж, нарисованный самой природой.
Янтарь - самоцвет из солнечных лучей, смола древних сосен, превратившихся в камень.
Многие русские классики “воспевали” самоцветы (демонстрация книг Бажова, Куприна)
Куприн говорил:
- о сапфире: “Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то весь день будет для тебя лёгкий”;
- об изумруде: “Одни из них похожи на васильки в пшенице, другие - на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности - холодный и чистый”;
- об алмазе: “ Это свет солнца, сгустившийся в земле и отражённый временем. Он играет цветами радуги, но сам остаётся прозрачным, словно капля…”.
На этом наше путешествие закончилось. Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного. И вам захотелось узнать и о других минералах (слайд № 45)
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Выучить конспект (приложение 3)