Цели:
- Познакомить учащихся с формой сочинения - письмо
- Совершенствовать речевые умения и навыки
- Способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, уважение к старшему поколению, милосердие и доброта.
Оборудование урока:
- магнитофон,
- компьютерная техника,
- слайды репродукций с картин Б.М. Неменского «О далеких и близких», Н.Я. Бута «Письмо», А. Шилова «В День Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»,
- фотография «Муса Джалиль с дочерью Чулпан».
Оформление доски:
- запись темы
- эпиграф:
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
И. Уткин.
- определение из словаря С.И. Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь».
- Задание 2. Орфографический диктант.
План урока:
- Вступление. Письма с фронта.
- Беседа. Тема, цель урока. Памятка-план «Как писать письмо».
- Работа над планом.
- Заключение.
- Домашнее задание.
Ход урока
Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова).
- Вступление.
Учитель: Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли разрушенные и сожженные города, выросли новые поколения. Только человеческая память не может забыть. Почти в каждой семье хранятся письма прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, воевавших на этой войне.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
Ученица:
Вижу в семьях очень разных
Письма почты полевой.
В горький час и в светлый праздник
Голос их звучит живой.
<Рисунок 3>
- Письмо известного татарского поэта Мусы Джалиля своей дочери:
«Милая моя Чулпаночка! Наконец, поехал на фронт бить фашистов- мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения… Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.»
25 августа 1944 года Муса Джалиль был жестоко казнен в гестаповских застенках.
Второй ученик: Предсмертное письмо командира танка В.А. Сивкова и радиста П.К. Крестьянинова:
«Мы остаемся двое в танке №17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра»
Учитель: Каждое имя солдата, погибшего за свободу Родины, - это нравственное богатство народа. Мы должны свято чтить память тех, кто не вернулся с той воины, и бережно относится к тем, кто выстоял.
- Беседа:
- Какие чувства вызвали у вас эти письма? (чувство восхищения мужеством, героизмом солдат, горечь потерь).
- Какой вы представляете себе войну? (страшное событие, смерть близких людей, кровавое злодеяние людей).
- Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны? (Александр Матросов, Олег Кошевой, Михаил Петрович Девятаев и многие другие).
- Тема нашего урока «Пылающий адрес войны», как вы понимаете это выражение? (Пылающий, горящий, ярко освещающий; адрес – надпись на письме, указывающая получателя; «пылающий адрес войны» - это письмо солдату, который сражался за Родину).
- Кому мы можем сегодня написать письмо по этому адресу? (Ветерану Великой Отечественной войны).
<Рисунок 4>
Цель нашего урока – научиться писать письмо человеку, который прошел всю войну.
На доске из словаря С.И. Ожегова дано определение слову «письмо». Познакомимся с памяткой-планом «Как писать письмо»:
- Приветствие, обращение.
- Изложение того, что хочешь рассказать адресату. Вопросы о том, что хотел бы узнать у адресата.
- Заключение.
- Подпись. Дата.
- Работа над планом.
Письмо начинается всегда с приветствия, при этом используем обращение. Что такое обращение? (Это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).
Задание 1.
Написать несколько приветствий с обращением к известному всей стране герою, родному человеку, воевавшему в годы Великой Отечественной войны, приглашенному на классный час ветерану:
- Добрый день, Михаил Петрович Девятаев, человек несгибаемой воли и мужества!
- Дорогой мой дедушка, здравствуй!
- Здравствуйте, уважаемый Николай Семенович!
Изложение того, что хочешь рассказать адресату:
- Рассказ о себе
- Что я знаю о войне по художественным произведениям, кинофильмам?
- Как родные празднуют День Победы?
- Способен ли я на героический поступок?
Ребята, а о чем бы вы спросили ветерана?
- Как он себя чувствует?
- Где воевал? Помнит ли своих однополчан?
- Какие награды имеет? За что он их получил?
Задание 2.
Записать словосочетания, объяснить орфограммы:
Истинный г…роизм – орф.2 | сражат…ся за Родину – орф.23 |
Подр…стающее поколение – орф.13 | неизвес…ный солдат – орф.4 |
Очевадц… событий – орф. 15 | бе…страшие народа – орф. 11 |
Отгр…мели б…и – орф. 1 | возл…гать цветы – орф. 12 |
- Заключение.
Пожелание ветерану здоровья, счастья, мирного неба. Поздравление с Днем Победы.
Задание 3.
Расставьте и объясните постановку знаков препинания в тексте, выполните синтаксический разбор первого предложения.
Война это всегда трагедия для народа. Наша страна приняла основной удар фашизма. И только ваш героизм мужество стойкость дорогие ветераны помогли победить жестокого врага.
Учитель: Надеюсь, что сегодняшний разговор никого не оставил равнодушным. А ваши письма ветеранам Великой Отечественной войны будут проникнуты душевным теплом, благодарностью за то, что они выстояли и победили.
- Задание на дом:
Написать сочинение-письмо ветерану Великой Отечественной войны.