Цели и задачи:
- образовательные – определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата;
- развивающие – определить уровень умения работать с климатическими картами, климатограммами, составлять характеристику климата территории; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- воспитательные – воспитывать ответственность, умение работать в группе, повысить интерес к изучению материала
Оборудование: красочное оформление классной доски, атласы, карточки с заданиями, жетоны, ручки, тетради для контрольных работ
Правила игры:
- команды (равные по силам) формирует учитель;
- команды самостоятельно выбирают капитанов;
- капитан решает, кто из членов команды будет отвечать, оценивает ответы;
- общекомандный ответ за каждое последовательно выполняемое задание оценивает учитель;
- если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то право ответа и возможность увеличить баллы переходит команде, капитан которой первым поднимет руку
Подготовительный этап: разбивка команд, выборы капитана, названия команд
Ход урока
Этап 1 “Климатообразующие факторы”
Каждой команде вручается по “солнышку” с 12 лучиками, на которых написаны не только климатообразующие факторы:
- Географическая широта
- Течения
- Рельеф
- Солнечная радиация
- Полезные ископаемые
- Близость океанов
- Выветривание
- Высота местности над уровнем моря
- Циркуляция воздушных масс
- Антропогенное воздействие
- Неблагоприятные климатические явления
- Агроклиматические ресурсы
Задача команды – собрать “солнышко” из лучиков, на которых будут только климатообразующие факторы. Время выполнения задания 2 минуты. Количество жетонов зависит от правильных ответов.
Этап 2 “Термин – понятие”
Командам вручается “тучки”, на которых по семь “капель – терминов”. Игроки по цепочке должны дать правильный ответ.
Время выполнения задания 3 минуты. Ответы можно записать в тетрадь. Количество жетонов зависит от правильных ответов.
Этап 3. “Погода”
Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы и вопросами только для этой команды.
Время выполнения задания 4 минуты. Максимальное количество жетонов – четыре.
Этап 4 “Найди соответствие”
Каждой команде даётся по три однотипные климатограммы с графиками хода температуры воздуха и осадков в течение года. Задача команды – определить климатограмму Москвы, Хабаровска, Якутска.
Время выполнения задания 3 минуты. Максимальное количество жетонов – три.
Этап 5 “Климат и человек”
- Каждой команде вручается “рюкзак-конверт”, где кроме задания есть рисунки с изображением туристического снаряжения на все времена года. Задача команды – правильно выбрать снаряжение.
- “Ваша команда летом поездом добирается из Республики Марий Эл до Иркутска и отправляется в поход на остров Ольхон, что на озере Байкал. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?”
- “Ваша команда самолётом летит из Республики Марий Эл в Хабаровск летом. Какое туристическое снаряжение пригодится вам в походе по Приморскому краю?”
“Ваша команда зимой автобусом добирается из Республики Марий Эл до Мурманска и отправляется в поход по Кольскому полуострову. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?”
Время выполнения задания 4 минуты. Максимальное количество жетонов – пять.
Этап 6 “Найди ошибку”
Каждой команде предлагается “снежинка” с однотипным текстом с описанием климата, содержащим 4 ошибки.
“Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают мВМ с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают мВМ. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно тёплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды температур достигают 40-65?С и более. Зимой случаются морозы до - 60?С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Зимой здесь поверхность зимы медленно охлаждается. Постепнно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода”.
Время выполнения задания 4 минуты. Максимальное количество жетонов – четыре.
Релаксация
При подведении итогов учитель даёт 1-2 минуты для самооценки команд и работы каждого её члена. Далее капитаны по очереди зачитывают индивидуальные оценки каждого участника. Затем подсчитываются общекомандные жетоны и объявляются общекомандные отметки с учётом индивидуальных.