Обобщающее повторение в 8-м классе по теме "Климат России"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • образовательные – определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата;
  • развивающие – определить уровень умения работать с климатическими картами, климатограммами, составлять характеристику климата территории; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
  • воспитательные – воспитывать ответственность, умение работать в группе, повысить интерес к изучению материала

Оборудование: красочное оформление классной доски, атласы, карточки с заданиями, жетоны, ручки, тетради для контрольных работ

Правила игры:

  • команды (равные по силам) формирует учитель;
  • команды самостоятельно выбирают капитанов;
  • капитан решает, кто из членов команды будет отвечать, оценивает ответы;
  • общекомандный ответ за каждое последовательно выполняемое задание оценивает учитель;
  • если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то право ответа и возможность увеличить баллы переходит команде, капитан которой первым поднимет руку

Подготовительный этап: разбивка команд, выборы капитана, названия команд

Ход урока

Этап 1 “Климатообразующие факторы”

Каждой команде вручается по “солнышку” с 12 лучиками, на которых написаны не только климатообразующие факторы:

  1. Географическая широта
  2. Течения
  3. Рельеф
  4. Солнечная радиация
  5. Полезные ископаемые
  6. Близость океанов
  7. Выветривание
  8. Высота местности над уровнем моря
  9. Циркуляция воздушных масс
  10. Антропогенное воздействие
  11. Неблагоприятные климатические явления
  12. Агроклиматические ресурсы

Задача команды – собрать “солнышко” из лучиков, на которых будут только климатообразующие факторы. Время выполнения задания 2 минуты. Количество жетонов зависит от правильных ответов.

Этап 2 “Термин – понятие”

Командам вручается “тучки”, на которых по семь “капель – терминов”. Игроки по цепочке должны дать правильный ответ.

 

 

Время выполнения задания 3 минуты. Ответы можно записать в тетрадь. Количество жетонов зависит от правильных ответов.

Этап 3. “Погода”

Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы и вопросами только для этой команды.

Время выполнения задания 4 минуты. Максимальное количество жетонов – четыре.

Этап 4 “Найди соответствие”

Каждой команде даётся по три однотипные климатограммы с графиками хода температуры воздуха и осадков в течение года. Задача команды – определить климатограмму Москвы, Хабаровска, Якутска.

   

Время выполнения задания 3 минуты. Максимальное количество жетонов – три.

Этап 5 “Климат и человек”

  • Каждой команде вручается “рюкзак-конверт”, где кроме задания есть рисунки с изображением туристического снаряжения на все времена года. Задача команды – правильно выбрать снаряжение.
  • “Ваша команда летом поездом добирается из Республики Марий Эл до Иркутска и отправляется в поход на остров Ольхон, что на озере Байкал. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?”
  • “Ваша команда самолётом летит из Республики Марий Эл в Хабаровск летом. Какое туристическое снаряжение пригодится вам в походе по Приморскому краю?”

“Ваша команда зимой автобусом добирается из Республики Марий Эл до Мурманска и отправляется в поход по Кольскому полуострову. Какое туристическое снаряжение вам потребуется?”

Время выполнения задания 4 минуты. Максимальное количество жетонов – пять.

Этап 6 “Найди ошибку”

Каждой команде предлагается “снежинка” с однотипным текстом с описанием климата, содержащим 4 ошибки.

“Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают мВМ с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают мВМ. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно тёплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды температур достигают 40-65?С и более. Зимой случаются морозы до - 60?С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Зимой здесь поверхность зимы медленно охлаждается. Постепнно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода”.

Время выполнения задания 4 минуты. Максимальное количество жетонов – четыре.

Релаксация

При подведении итогов учитель даёт 1-2 минуты для самооценки команд и работы каждого её члена. Далее капитаны по очереди зачитывают индивидуальные оценки каждого участника. Затем подсчитываются общекомандные жетоны и объявляются общекомандные отметки с учётом индивидуальных.