Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Разделы: География


О России петь -
что стремиться в храм
По лесным горам,
полевым коврам…
О России петь –
что весну встречать,
Что невесту ждать,
что утешить мать…
О России петь –
что тоску забыть,
Что Любовь любить,
что бессмертным быть!
Игорь Северянин

Презентация

Цели урока (слайд 2):

  • совершить заочное путешествие на Европейский Север;
  • познакомиться с влиянием Европейского Севера на развитие русской культуры;
  • узнать народные художественные промыслы населения Европейского Севера;
  • воспитывать любовь к Родине.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания:

Чаще всего, изучая какой-либо район, мы рассказываем о его хозяйстве: природных ресурсах, отраслях специализации. Давайте вспомним отрасли специализации Европейского Севера:

  • лесозаготовка,
  • рыбная промышленность,
  • горнодобывающая,
  • топливная,
  • металлургия.

Но является ли все это главным для Севера?

  1. Изучение нового материала:

Культурное наследие Европейского Севера огромно. Трудно перечислить все его стороны. Чтобы лучше познакомиться с этим, сегодня мы попробуем совершить заочное путешествие на Европейский Север.

У вас на столах находятся «Заметки путешественника» (Приложение 1), в которые вы будете заносить свои наблюдения по ходу нашего путешествия. Ваши записи помогут вам выполнить домашнее задание.

Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества, например, здесь в далёком прошлом возникли народные песни-руны, на основе которых был создан карело-финский эпос «Калевала», вошедший в сокровищницу мировой культуры.

Первыми русскими, поселившимися здесь, были переселенцы из Новгородских земель. В 13-14вв., спасаясь от татаро-монгольских набегов, люди подавались на север, за непроходимые болота и дремучие леса. Одной из магистралей этого движения стала Северная Двина. Предки живущих здесь крестьян и рыбаков не знали крепостного права. Крестьяне здесь были государственными, колонизация в значительной степени была монастырской. Вокруг монастырей по долинам крупных рек селились люди, занимавшиеся ловлей рыбы, пушным, соляным промыслом. Монастыри на Севере были центрами политической, хозяйственной и культурной жизни края. В суровых условиях Севера они создавали образцовые хозяйства, поражающие нас и сейчас уровнем организации, мудрыми решениями, техническими находками, любовью к земле.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь (слайды 3-5).

Спасо-Преображенский монастырь расположен в северной части Ладожского озера, на острове Валаам. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Монастырь находится на вершине довольно высокой утесистой горы.

Согласно Валаамскому преданию, первый из учеников Христовых – Св. Андрей Первозванный, просвещая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест.

Монастырь был основан в 10 веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже 15-16 веков монастырь именовался «великою Лаврою». Монастырь неоднократно посещали императорские особы.

Монастырь не раз был сжигаем шведами, и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные скиты: Авраамиев, Александрово-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинских, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария.

Монастырский соборный храм двухэтажный. В монастыре находятся мощи основателей. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки - византийский; колокольня - готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера.

В монастыре жизнь строгая, с соблюдением самого строго отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древнерусский столповой напев. При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы – монахи.

Соловецкий монастырь (слайды 6- 8).

Соловецкие острова, расположены в Белом море. В 1429г. инок Зосима основал монастырь. Были построены деревянные церкви, Преображенская и Успенская, возведены деревянные крепостные стены.

В 16 в. развернулось грандиозное строительство каменных Соловецких соборов, сооружение каналов, соединяющих многочисленные озера в единую проточную систему.

Менялись игумены, восходили на престол новые цари, а рост монастыря продолжался. В царствование Бориса Годунова Соловецкий монастырь стал самой могучей русской крепостью на севере. В монастыре, затерянном среди студеного моря, постепенно складывался один из культурно-религиозных центров России.

Монастыри на Руси всегда использовались в качестве мест заключения. В Соловецких подземельях томились декабристы, революционные демократы. В 20 веке здесь был сталинский ГУЛАГ.

Соловецкие острова интересны не только монастырем, но и разнообразными замечательными ландшафтами. Участки лугов чередуются с березовыми, еловыми, сосновыми лесами с обилием ледниковых валунов. Длительное время на архипелаге велись работы по акклиматизации деревьев, цветов, одомашниванию пушных зверьков. Два острова соединены дамбой. В ней сделан проём, через который проходит движение воды. Зигзаги дамбы способствуют ее проточности, что имеет важное значение при сильных приливно-отливных течениях.

Множество небольших озер соединено каналами, по которым вода выводится в море. Это замечательное гидротехническое устройство 400 лет предохраняет остров от одной из главных опасностей северотаёжных ландшафтов – прогрессирующего заболачивания. Чистая проточная вода, заменив застойную воду замкнутых озерных котловин, способствует общему оздоровлению природы островов.

Соловецкие острова – не просто одно из красивых мест, каких много на севере. Здесь можно увидеть, как человек глубоко понял природу, бережно сохранил и улучшил своим трудом.

«Мерилом вкуса и мастерства всегда
будет служить традиционное народное
искусство и то тепло человеческих рук,
которым согрета любая вещь,
созданная народным мастером.»
И.Я. Богуславская.

Народные художественные промыслы на Севере – одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов – вологодское кружевоплетение.

Вологодское кружевоплетение (слайды 9-11).

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой (тесьмой, «вилюшкой»); они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти 19 века. Начало промысла относится к 1820г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева и многое другое напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ. Оно вносит в современный интерьер благородство, возвышенность, сердечную теплоту.

Среди других художественных промыслов далеко за пределами края известны шемогодская ажурная резьба по бересте, по дереву, резьба по кости, каргопольские глиняные игрушки, великоустюжское чернение по серебру и т. д.

Каргопольская глиняная игрушка (слайды 12-13).

Самой большой известностью в нашей стране пользуются дымковские, или вятские, глиняные игрушки. Но мало кто знает, что история дымковской игрушки тесно связана с Вологодским краем. В XVв. великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково – так же, как называлась дорогая их сердцам местность под Великим Устюгом. Там, по преданию, и появились в конце XV–начале XVI в. дымковские игрушки.

Другим не менее известным центром глиняной игрушки стал Каргополь. Примечательная особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных. Большинство изделий – отдельно стоящие фигурки. Но иногда создавались и несложные композиции с участием двух-трех персонажей, объединенных простым действием.

Каргопольские игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены, что придает им грубовато-наивную выразительность. У них крупные головы, длинное туловище, а руки и ноги короткие.

Роспись каргопольской игрушки своеобразна. Ее цветовая гамма приглушена, по-северному сдержанна. Для нее характерны розовые, зеленые, сиренево-синие, желтые, оранжевые и красные краски неярких оттенков. Мастера применяли три приема росписи: 1) окраска отдельных частей фигурки одним цветом; 2) наложение цветовых пятен; 3) простой узор из прямых и волнистых линий. Каргопольская игрушка – искусство крестьянское, без ощутимых влияний городской культуры. В ней во всей полноте отразились представления русского крестьянства о жизни и красоте.

Шемогодская резьба по бересте (слайды 14-16).

Характерно устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте именуется «шемогодской резьбой». В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте. Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». После этого пластина бересты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга. Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, творчески развивая традиционные сюжеты и орнаменты, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства.

Резьба по кости (слайды 17-19).

Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры Европейского севера России. Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Всемирно известный центр косторезного искусства находится в г. Холмогоры.

Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота - "цевку" и рог. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам. Из кости делают различные бытовые предметы – ножи для разрезания бумаги, игольницы, карандашницы, шкатулки, вязальные крючки, гребни, заколки, шпильки. Также делают различные ювелирные украшения – серьги, кулоны, броши, бусы, браслеты и художественные плашки для ножей.

Мастера используют разные способы обработки кости - рельефную и ажурную резьбу, гравировку. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.

Народные мастера используют в своей работе, и ценные виды кости - мамонта и моржа. Холмогорский косторезный промысел существует уже на протяжении 400 лет. Центром производства таких изделий является г. Холмогоры Архангельской области и отдаленные деревни.

Великоустюжское чернение по серебру (слайды 20-22).

Русский художественный промысел, сложившийся в 18 веке в городе Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 веке - богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки; в 19 веке - более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт.

В середине 19 веке получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и др.. К началу 20 веке промысел заглох. В 1929 начал возрождаться, с 1933 работает артель (с 1960 - фабрика) "Северная чернь", изделия украшаются тщательно выполненным черновым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.

Еще одна гордость Севера и всей России – деревянная архитектура (слайды 23-24).

Мировую известность получил маленький островок в Онежском озере – Кижи. Вот уже два с половиной века здесь возвышается чудо деревянного зодчества – двадцатидвухглавый Преображенский собор. Преображенский собор был возведён в 1714 году в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики. Не случайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенского собора с личностью ПетраI: «Петр Первый, путешествуя по Онежскому озеру, остановился у Рижского острова, заметил множество бревен срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, или нет, трудно сказать. Но в представлении народа сам факт сооружения собора и его идейно-художественный образ ассоциировались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.

Рядом с Преображенским собором расположен десятиглавый Покровский собор, поодаль– другие примечательные постройки из дерева. Произведения деревянной архитектуры поражают гармонией форм, совершенством исполнения, глубоким знанием свойств и возможностей строительного материала. Купола деревянных церквей кажутся серебряными потому, что покрыты пластинками из осины. Дерево другой породы для этой цели менее удобно и не так красиво.

Причина сильного эмоционального впечатления от Кижей – не только сами сооружения, но и расположение их на невысоком острове среди студеной воды:

Соборы, как серебряная брошка,
Приколотая к бархатной заре.
Онежская закатная вода,
Погост с позеленевшими крестами.
А.Пьянов

Малые Карелы (слайд 25).

Малые Карелы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России. Расположен в Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Карелка), в 28км к югу от центра Архангельска. Площадь территории музея — 139,8га.

Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI (колокольня из села Кулига-Дракованово) и XVII веками (Вознесенская церковь из села Кушерека, Георгиевская церковь из села Вершины).

Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Карел.

Экспозиция музея разделена на Каргопольско-Онежский, Северо-Двинский, Мезенский и Пинежский секторы. В настоящее время создаются Поморский и Важский секторы.

В 2006 в честь музея Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Европейскому Северу. Каким оно получилось решать вам, но мне кажется, мы с вами узнали много нового. Что же вам запомнилось? Надеюсь, ваши заметки получились очень интересными и помогут вам выполнить д/з. (Слайд 26).

По богатству и разнообразию культурного наследия Европейский Север занимает выдающееся место в России. Насколько беднее были бы наша история и культура, наше национальное самосознание без этих храмов, городов и сел, мастеров и традиций! Приобщение к наследию Севера, понимание его делает нас не «Иванами, не помнящими родства», а культурными людьми, истинными россиянами, сознательными гражданами своей страны.

Мы можем гордиться славными делами наших предков, но доказать, что мы достойны называться их потомками и продолжателями их дела, можно, только творчески продолжая и развивая их традиции.

Презентация

Домашнее задание:

На выбор:

  • Составьте туристический маршрут по Европейскому Северу;
  • Напишите статью в газету.

Использованная литература (слайд 27).

  • Григорьев А. А. Природные святыни России // География в школе. 1996. №1
  • Жогова М. Л. Изучение природных достопримечательностей России// География в школе. 1999. №1
  • Кудрявцева Т. А. «Я живу в России!»: Кн. Для семейного чтения- М.: Просвещение; СПб., 2001.
  • Ресурсы Интернета.